«Технопарк»: главная задача — помочь бизнесу
Само слово «технопарк» стало уже привычным в нашей жизни. А многие ли знают, что это, собственно говоря, такое? Чем занимаются его сотрудники и резиденты? Об этом мы решили расспросить директора ГАУ КО «Технопарк «Обнинск» Павла Гранкова.
«…мы отлавливаем бродячих инноваторов»
— Павел Юрьевич, так что же такое — «технопарк»? Что сегодня вкладывается в это понятие?
— Технопарком сегодня называют самые разные организации. Они бывают и промышленные, и даже торговые. Вот недавно наш губернатор в Китае подписал соглашение о создании очередного технопарка в Калужской области. И в его название — «Индустриальный торгово-промышленный технопарк» — уже «вшита» вся сфера его деятельности. В широком смысле – это какая-то инфраструктура, которая объединяет под своей крышей различные отрасли и направления. А наш Технопарк мы позиционируем, как Технопарк высоких технологий. Мы сюда не приземляем проекты, связанные, например, с розничной продажей. У нас здесь — исключительно инновационные проекты.
— И каковы же задачи нашего Технопарка?
— Ну, если коротко: кто-то отлавливает бродячих животных, а мы отлавливаем бродячих инноваторов. Это, конечно, шутка. Но на самом деле наш Технопарк призван стимулировать рождение инновационного бизнеса в регионах. Можно даже сказать, что Технопарк — это бизнес-инкубатор. То есть, мы поддерживаем начинающий инновационный бизнес.
— А почему так пусто в вашем здании, есть проблемы с инновационным бизнесом?
— Вообще-то, это достаточно узкая специализация. Инновационные проекты – штучный товар! На сегодняшний день резидентами Технопарка являются 34 компании. А за четыре года существования нашего Технопарка, через нас прошло порядка 75 резидентов. И большинство из них занимается разработками разных направлений информационных технологий.
Не только аренда…
— И как именно вы поддерживаете молодой бизнес?
— Наверное, в первую очередь Технопарк ассоциируется со льготной арендой для резидентов. Но это лишь вершина айсберга. У нас ещё есть целый комплекс мероприятий: бухгалтерское сопровождение, юридическая помощь, в том числе и в регистрации юридических лиц. То есть, мы стараемся максимально минимизировать сложную бюрократическую работу для наших резидентов. А ещё мы поддерживаем их маркетинговыми инструментами: кому-то дадим денег на выставку, а о ком-то профинансируем статью в отраслевых СМИ. А ещё мы помогаем сертифицировать продукцию с целью продвижения на новые рынки сбыта, поможем и смежников найти, и заказчиков – наши связи и возможности велики!
— И за чей же счёт сей «банкет»?
– Конечно, на существование 7500 квадратных метров нашего Технопарка выделяется финансирование из регионального бюджета, как на школы, детские сады и больницы. И это правильно, потому что если государство не сделает шаг в сторону технологического бизнеса, то он найдёт для себя более выгодные и комфортные условия для жизни и работы. Либо не будет развиваться, и тогда наша страна превратится в «банановую республику». Но бюджетные средства на наше содержание, поверьте, невелики — порядка 20 миллионов рублей. В нашей команде работает примерно 15 человек, и каждый занимается сразу несколькими участками работы. А что касается расходов на развитие бизнеса, то мы активно работаем с федеральными институтами поддержки, созданными правительством России. И привлекаем порядка двухсот миллионов рублей в год из этих источников. Это не возвратные и не заёмные деньги, это – гранты. Так что мы свою работу окупаем в десятки раз.
Эффект кооперации — главный залог успеха
— А сколько времени бизнес считается начинающим?
— По государственному видению технологического развития – три года. А на четвёртый год компания должна уже определиться со своей судьбой: либо она выживает и отправляется в «самостоятельное плавание», либо распадается. Это нормально. Если из десяти компаний выживают три, это считается очень хорошим результатом! Но сейчас мы решили, и даже пытаемся изменить нормативно-правовую базу, чтобы Технопарк стал домом не только для стартапов, а для всех инновационных предприятий региона, вне зависимости от их масштаба. Это не значит, что они все должны здесь размещать свои офисы, но хочется, чтобы Технопарк стал точкой притяжения для инновационных предприятий с разными масштабами бизнеса, и чтобы они могли использовать возможности этой площадки и понимать, что здесь они могут решать свои вопросы.
— А если вдруг в Калужской области появится ещё один Технопарк высоких технологий, он будет вам конкурентом?
— В Обнинске уже есть Технопарк «Сигнал». Он оформлен, как технопарк в сфере электронной промышленности. Это, безусловно, высокотехнологичная отрасль, хотя и довольно узкой направленности. Конкурент ли нам Технопарк «Сигнал»? Конечно, нет! И, если к нам обращается компания, связанная с электронной промышленностью, я всегда им в первую очередь рассказываю не о своём Технопарке, а о возможностях Технопарка «Сигнал». Потому что это нормальный здоровый подход, и компании должны размещать свои производства там, где для них создана наиболее подходящая среда. И тут дело даже не в льготах, тут речь про взаимодействие. Эффект кооперации — это главный залог успеха в выстраивании различных производственных или технологических цепочек. А я вижу нашу задачу не в том, чтобы набрать себе как можно больше резидентов, а в том, чтобы помочь бизнесу!
В.Смазнова