Телефонный терроризм. Фразы-триггеры
Ну вот опять… Зашла на сайт Управления МВД России по Калужской области, узнаю о двух «свежих» потерпевших от телефонных мошенников.
Сообщение от 31 января. «Житель Калуги, поверив телефонному мошеннику, продал свой автомобиль и перечислил вырученные деньги… в общей сложности около двух миллионов рублей… на сторонние реквизиты…
Согласно материалам уголовного дела, калужанину позвонил незнакомец, представился сотрудником правоохранительных органов и в подтверждение своих слов прислал фото служебного удостоверения. В ходе беседы «правоохранитель» сообщил, что некие злоумышленники предприняли попытку похитить сбережения с банковского счета калужанина. И чтобы пресечь доступ третьих лиц к деньгам, клиенту банка следует обналичить средства и перечислить их на якобы безопасные реквизиты…»
Сообщение от первого февраля. «Пожилая женщина, желая помочь сыну избежать якобы уголовной ответственности, стала жертвой мошенника. …В ходе телефонного общения с калужанкой «доброжелатель» изъявил готовность оказать содействие в решении вопроса. Свои услуги оценил в 250 тысяч рублей.
Женщина согласилась на эту сделку и в дальнейшем передала наличные средства курьеру, прибывшему по месту её жительства…»
Уголовные дела возбуждены, проводятся мероприятия, направленные на установление лиц, причастных к совершению данных преступлений. Установят ли, вернут ли деньги потерпевшим? Вопросы риторические…
По данным Центрального банка РФ, только за 2022 год телефонные мошенники вывели со счетов законопослушных и добропорядочных граждан более 14 миллиардов рублей. Эксперты собрали самые главные фразы-триггеры (триггер — событие или ситуация, вызывающие сильные эмоции или реакции), услышав которые по телефону нужно немедленно положить трубку.
«Правоохранители»
Следователь, полковник полиции или оперуполномоченный присутствует почти во всех схемах телефонного мошенничества. «Опер» говорит с напором, не даёт собеседнику опомниться. Ваши действия насчёт телефона, куда перезвонить, встретит контрнаступлением — дескать, звонок совершён по секретному каналу связи.
Если беседа начинается со слов: «С вами говорит майор Сидоров (Петров, Иванов…), не кладите трубку» — совершите обратное действие. Настоящий сотрудник полиции в случае необходимости сам приедет к вам домой или на работу и покажет удостоверение, чтобы развеять сомнения. Или хотя бы даст номер не секретной связи, а телефона в кабинете.
«Банкиры»
Ни один сотрудник банка (тем более — Центрального банка РФ, который вообще не работает с физическими лицами) не будет звонить, чтобы предупредить о сомнительных операциях и переводах.
Да, представители банков могут звонить, но, как правило, с телефона, которому присвоен номер. Так, у крупнейших российских банков соответствующие номера — 900 и 1000.
«Банкиры» пытаются торопить или оказывать давление, чтобы отключить логическое мышление у «клиента». Мошенники расскажут истории о сомнительных операциях, попытках оформления кредита от вашего имени и так далее.
Важно помнить — при любых сомнениях вы можете положить трубку и перезвонить в ваш банк, чтобы получить полную и достоверную информацию о состоянии счёта и кредитах.
Можно перепроверить информацию на сайтах учреждений. Или обратиться в ближайшее отделение. Запомните фразу: «Это служба безопасности банка». И когда услышите её, кладите трубку.
Кредит
Популярное у мошенников начало разговора: «Прямо сейчас на вас кто-то пытается взять кредит!». Цель — вызвать панику и заставить выполнить ряд действий, чтобы «защитить» деньги, а по факту — отдать их аферистам.
На самом деле банк не будет просить вас что-то делать. Если операция банку кажется подозрительной, он может её заблокировать, но звонить и предупреждать точно не станет.
Только мошенники будут выражать обеспокоенность и предлагать вместо визита в офис выполнять их действия — называть пришедшие коды, номер карты и другие личные данные.
Защищённый счёт
Сотрудники банка никогда не скажут: «Чтобы спасти деньги от мошенников, надо перевести их на защищённый счет». В случае любых подозрений они могут просто заблокировать все перемещения по счёту и саму карту до тех пор, пока вы не придёте сами в отделение с паспортом.
Телефонный мошенник представляется работником банка и задаёт вопросы, подразумевающие, что кто-то совершает манипуляции с вашим счётом или так называемым «финансовым номером» (такого термина вообще нет).
Цель — выманить данные карты, взломать личный кабинет и похитить деньги. А начинается беседа вполне себе мило: «Поступила заявка на изменение финансового номера».
ДТП
Удивительно, насколько до сих пор популярна эта давняя мошенническая схема: «Мама, я сбил человека». Испуганный плачущий неразборчивый голос с чужого номера, который сменяют требовательные интонации лжеполицейского.
Положите трубку и наберите номер своего родственника.
Методы, о которых мы рассказали — это только верхушка «айсберга». Но в любой мошеннической схеме цель жуликов — заставить вас паниковать и совершать действия по их указке.
Подготовила А.Яковлева