Творческая жизнь в Обнинске прошлых лет – уникальное явление
Это было недавно, это было давно…
Вспоминает художник, искусствовед Валентина Феофилактова:
Вокальный коллектив и студия балета в ДК ФЭИ
Я ровесница города. Моя семья приехала в Обнинск в 1963 году, и в этом же году мне исполнилось семь лет. Мой отец был сейсмологом, кандидатом наук. Но уже во время учёбы в университете он пел практически на профессиональном уровне. Поэтому я с детства была окружена творчеством. Папа пел в вокальном коллективе, организованном в Доме культуры Физико-энергетического института. Там ставили сцены из «Евгения Онегина» и других классических опер и оперетт.
Вообще, жизнь в ДК ФЭИ тогда кипела. Там работало много творческих коллективов, руководители которых отличались высоким профессиональным уровнем. Например, моя младшая сестра Анна Феофилактова (Балушкина) с 1966 года ходила заниматься в балетную студию, которую вела бывшая артистка балета Александра Гавриловна Глазкова. Она в то время была уже на пенсии, приехала жить в Обнинск вместе с сыном. Многие из её воспитанников впоследствии сделали балет своей профессией. Моя сестра ходила к ней до третьего класса, а потом поступила в училище при Большом театре, выдержав большой конкурс. По окончании училища она работала в труппе Большого театра.
Вместе с ней у Анны Гавриловны тогда занимались Галина Барбарыкина и Ираида Рачковская (Субботина в девичестве). Галина Барбарыкина стала основательницей обнинского театра «Экспериментальный класс современной хореографии». Ираида Рачковская – известный обнинский балетмейстер, руководитель народного коллектива Театр танца «Антре». Такое бывает нечасто, когда в кружке при Доме культуры воспитывают сразу трёх профессиональных балерин. А я, окончив восемь классов в школе, поступила в Московское художественно-промышленное училище. После его окончания вернулась в Обнинск и открыла при ДК ФЭИ студию кружевниц. К этому времени в Доме культуры уже был создан театр пантомимы «Метаморфозы».
Театр пантомимы и домашний клуб Александра Зисмана
Основатели театра Александр Зисман и Александр Колесников жили в одном доме. Соседями они оказались не случайно. В 1981 году на проспекте Маркса строился кооперативный дом № 98. Александр Зисман был одним из членов кооператива. Он постарался собрать вокруг себя своих друзей и единомышленников. Купили квартиру в этом доме и мы с мужем. Компания собралась очень хорошая. Когда мы праздновали общее новоселье, Александр Зисман объявил, что в его трёхкомнатной квартире будет общий клуб. Так и было. В этой квартире постоянно собирались друзья-соседи, происходило интересное общение. Все приходили вместе с детьми, которые вместе росли, общались, строили под столом «гнёзда». Это была такая коммуна, клуб, состоящий, в основном, из актёров театра-студии «Метаморфозы». Я считаю, что этот театр сыграл очень большую роль в духовном развитии молодёжи того времени. Тогда народ как раз потянулся к эзотерике. Александр Колесников рисовал эзотерические картины, ставил постановки с акцентом на духовное воспитание.
Джаз-клуб
А ещё в 1980 годах я познакомилась с деятельностью джаз-клуба. И, начиная с 1987 года, моя жизнь с ним очень тесно связана. Началось всё с того, что меня туда пригласили в качестве художника-оформителя. У меня сохранилась фотография того времени, где запечатлены все члены джаз-клуба единой командой на фоне щита с нарисованными на нём трубами. Трубы рисовали мы с Ириной Куприяновой, а «краски растирать» нам помогал пианист Алексей Анохин. Как и все остальные члены клуба, он совмещал научную деятельность с концертной. Алексей профессионально играл на фортепиано, в составе ансамбля джаз-клуба не раз выступал на обнинских сценах и в других городах. А недавно мы с ним отметили 30 лет со дня нашей свадьбы…
Подготовка вечеров джаз-клуба – это было очень интересно, все были полны энтузиазма. К каждому такому концерту мы с Алексеем готовили оформление, подбирали фотографии, компоновали, что-то подрисовывали. К нам в Дом культуры приезжали звёзды джаза мировой величины. Алексей Баташёв, ведущий большинства фестивалей джаза в СССР и многих — за рубежом, он блестяще проводил эти концерты. А организовывал их контрабасист и «по совместительству» создатель бортовой космической аппаратуры Давид Гонюх. Директор ДК ФЭИ Виктуар Велижев во всём поддерживал наш джаз-клуб. К сожалению, после назначения в Дом культуры нового директора, джаз-клуб перестал быть здесь приоритетным направлением развития, да и тёплых отношений с ним у Давида Гонюха не сложилось. А после смерти Давида джаз-клуб фактически прекратил своё существование. Алексей Анохин пытался его сохранить, провёл несколько концертов, но в одиночку и без поддержки это было трудно и физически, и финансово. Поэтому Алексей полностью переключился на науку…
Клуб «Старый город»
Ещё одно интересное явление из 1980-х – клуб «Старый город». Его создали своими руками комсомольцы ФЭИ, преобразовав заброшенный подвал в стильное по тем временам и уютное место. Там тоже происходила интересная жизнь: тематические дискотеки, концерты авторской песни, камерные вечера джаз-клуба – всего и не перечислишь. Попасть туда в первые годы существования клуба, как, впрочем, и на вечера джаз-клуба или спектакли Театра пантомимы «Метаморфозы», могли далеко не все: ажиотаж был огромный, билеты и пригласительные — нарасхват. Но те, кто туда всё-таки попадал, помнят эти вечера до сих пор. Все эти клубные образования появились в городе примерно в одно и то же время и оказали на меня и на культурную жизнь всего города огромное влияние.
Подготовила Э.Щукина