Учить способности учиться
Обнинск инновационный
К 35-летию конференции «Юность, наука, культура» и Дню Военно-морского флота России
Борис Ионович Изнюк — капитан первого ранга в запасе. Он уже более 20 лет участвует в работе конференций «Юность, наука, культура» в качестве эксперта секций «Военная история», «Краеведение». Борис Ионович считает, что главное — научить человека способности учиться всю жизнь.
Борис Ионович при всей своей демократичности, доступности и не показной, органической скромности — личность, несомненно, особенная, а в некоторых отношениях — уникальная. Он, прежде всего, профессионал — в самом строгом понимании этого слова.
Право на наставничество, на личный пример подтверждено множеством дипломов и свидетельств о профессиональном образовании, об окончании целой дюжины учебных заведений и курсов. В личной библиотеке Бориса Ионовича десятки фундаментальных трудов по естественно-техническим наукам и медицине самых различных традиционных, народных и эзотерических направлений. И всё это в постоянном рабочем пользовании.
Для большинства из нас этого, наверное, более чем достаточно, чтобы согласиться с мнением о неординарности его личности. Но, это только «надводная часть айсберга».
Главная составляющая, питающая видимую вершину жизни Бориса Ионовича, не на поверхности, а в глубокой «подводной» толще его судьбы. И это не только образ. Это буквально.
Тридцать три года он отдал военно-морской службе, атомному подводному флоту России. Капитан первого ранга, инженер-механик по автоматике, телемеханике и вычислительной технике. Месяцы жизни — в далёком плавании в океанских глубинах на атомных субмаринах с ядерным оружием на борту. Для Бориса Ионовича, как и для всех подводников, это была повседневная жизнь. В том числе и на легендарных титановых лодках проекта «Альфа», на рабочих глубинах свыше 400 метров, где корпус лодки «трещит, как пустой орех».
Уже после выхода в отставку, в Обнинске, он, старший преподаватель Учебного центра ВМФ, готовил экипажи атомных подводных лодок, учил их управлению кораблём и борьбе за живучесть. А ещё жизнь свела его с Малой академией наук «Интеллект будущего». На секции «Военная история» вместе со своими коллегами Борис Ионович не только заслушивает доклады, даёт рекомендации о том, как дальше может быть выстроена работа, но и проводит мастер-классы, рассказывает об истории флота, о своей службе, о том, как человек должен уметь выживать в любых сложных ситуациях.
Семейные традиции работы в качестве эксперта Малой академии наук «Интеллект будущего» продолжает дочь Бориса Ионовича – Юлия Борисовна Изнюк. Она уже много лет успешно участвует в работе конференций «Юность, наука, культура» и других.
Борис Ионович, понимая важность примеров жизни и опыта тех, кто учит, для тех, кто учится, принял наше предложение поделиться мыслями о месте и роли учителя в жизни каждого человека. Вот что он рассказал:
«Учитель, на мой взгляд, не тот, кто просто работает «от звонка до звонка», выполняя свои профессиональные обязанности, а тот, у кого есть ученики, которые считают его своим учителем на всю жизнь. Для кого он – «маяк, помогающий выбрать верный курс в океане жизни».
Учитель лишь тот, кто создаёт сообщество учеников, пробуждая и развивая в них, прежде всего, потребность и способность учиться всю жизнь. Взаимосвязь Учитель-Ученик – это тот канал, по которому течёт от прошлого и настоящего к будущему человеческая культура, передаётся от поколения к поколению материально-духовное наследство общества. В норме такие взаимосвязи должны осуществляться в семье, между родителями и детьми, прежде всего. Но в подавляющем большинстве случаев, даже, казалось бы, в самых лучших и образцовых семьях этого в необходимой социальной полноте не происходит. А отдельные примеры — счастливое исключение. Поэтому так велика роль настоящего учителя.
Если в педагоге нет стремления к доброму и вечному – учителя нет! А главное, всё-таки, это – научить способности учиться всю жизнь. Только на этой основе ученик может превзойти учителя, пойти дальше него, взлететь выше. Только на этом пути может случиться самая счастливая для наставника ситуация, когда он может сказать: «Победившему ученику от побеждённого учителя». Для настоящего учителя такое «поражение» — самая великая и желанная победа!».
Борис Ионович Изнюк
Ведущий эксперт военно-исторической и краеведческой секций Малой академии наук «Интеллект будущего».
Действительный член Русского географического общества; заместитель председателя краеведческого объединения «Репинка».
Убеждённый «морж» и более 20 лет руководитель секции «Йога-терапия».
Активный член Калужского Морского собрания;
Поэт. Делегат трёх съездов писателей-маринистов. Заместитель главного редактора литературного историко-поэтического морского сборника «Перископ».
Член правления клуба «Музей атомной энергетики России».
Участник, и докладчик постоянно действующего семинара «Советский атомный проект» в Институте истории естествознания и техники (г.Москва).
Организатор познавательных туристических походов, экскурсовод;
активный универсальный тренер-наставник молодёжи по многим видам спорта.
Подготовил А.Романов
МАН «Интеллект будущего»