Учитель для наукограда
В конце прошлого года в Обнинске проходил фестиваль «Учитель для Росатома». Это было многодневное и многоплановое мероприятие, на котором у каждого из участников был свой интерес. Для учителей это был обмен опытом. А, например, заместитель главы администрации города в сфере образования Татьяна Волнистова, помимо прочего, пыталась решить ещё и кадровую проблему. Сегодня мы попросили её ответить на несколько вопросов, непосредственно касающихся этой темы.
Как утолить кадровый голод
— Фестиваль назывался «Учитель для Росатома». Это значит, что для Росатома нужен какой-то особенный учитель?
— Росатом — серьёзная госкорпорация, в каком-то смысле она является преемницей советского министерства среднего машиностроения, которое создавало наш город. И уровень преподавания в наших школах всегда должен быть высокий не только по математике, физике, биологии, но по всем другим предметам, в том числе и гуманитарного цикла. Даже судя по характеру отбора на фестиваль «Учитель для Росатома», и когда вручали премии, мы видели, что требования к учителю для Росатома довольно высокие. Это некий знак качества. И мы стремимся эту планку удерживать, поэтому и взяли на себя это почётное право — проводить фестиваль в нашем городе. Кстати, он получил положительные отзывы и принято коллегиальное решение, что этому фестивалю быть, и мы будем и дальше проводить его в Обнинске.
— Татьяна Валерьевна, а в обнинских школах есть проблемы с кадрами?
— Конечно, кадровый голод ощущается. Кадровая проблема сейчас — одна из острейших проблем в нашей отрасли, и не только у нас. Это мы особенно ощутили, когда открывали новую школу и приглашали туда учителей буквально со всех регионов Российской Федерации. Поэтому я очень хотела завлечь учителей в наш город.
— Есть ли какие-то способы, чтобы привлечь педагогические кадры в наши школы и детские сады?
— Разумеется. В первую очередь это меры поддержки учителей. У нас в городе действует программа компенсации за наём жилых помещений. Кстати, в этом году решением Обнинского городского Собрания эта компенсация увеличена с 12 до 15 тысяч рублей. Также депутатским корпусом принято решение заложить дополнительные деньги в бюджет системы образования 2024 года на доплату к заработной плате молодым специалистам, которые придут работать в наши школы с первого сентября двадцать четвёртого года.
— А учителя сами как-то участвуют в этой работе?
— Мы сформировали городской актив при управлении образования из директоров, завучей, профсоюзных деятелей и активных педагогов. Сейчас мы изучаем запросы школ по молодым специалистам, а потом сформируем нормативные документы, по которым будут начисляться дополнительные выплаты, и передадим их главе администрации города на рассмотрение.
«Мы ждём вас в родных школах!»
— А вообще, какая самая редкая учительская специальность, кого больше всего не хватает на сегодняшний день в школах?
— Сегодня нам очень не хватает учителей начальных классов. Это, как правило, молодые женщины, которые, начав работать, быстро выходят замуж, а потом уходят в декретные отпуска. И это очень здорово, мы желаем им только счастья, но закрыть эту вакансию быстро не получается. Дефицит педагогов возникает и в течение учебного года. В некоторых школах вторые и третьи классы уже выведены на предметное обучение. А ещё, и это очень обидно, у нас в наукограде трудно найти математиков и физиков.
— Невероятно! А как же наш знаменитый вуз?
— Да, мы очень рассчитываем на Институт атомной энергетики НИЯУ МИФИ. В этом году бакалавры, которые ещё учатся в магистратуре, пришли работать в школу №18. И это действительно уже готовые специалисты. Я сама окончила ИАТЭ и преподавала в школе физику и информатику, и могу сказать, что уровень не падает. Поэтому мы ожидаем помощи от нашего вуза. И при разработке дальнейшей стратегии развития города мы сделали заявку — создать в ИАТЭ педагогический факультет.
— Но это же совсем молодые ребята — 22-23 года. А физику всё-таки преподают в старших классах. Справляются ли молодые специалисты, практически со своими сверстниками?
— В основном они преподают математику, и отлично находят общий язык с ребятами. По опыту я могу сказать, что дети к молодым учителям тянутся. Нынешняя молодёжь очень отличается от старшего поколения, и им тоже хочется свежего взгляда на жизнь.
— Есть ли ещё какие-то способы решения кадровой проблемы?
— Есть. И начинать надо со школьной скамьи, мы в четырёх обнинских школах — девятой, десятой, двенадцатой и восемнадцатой — открыли четыре педагогических класса. По сути это универсальный класс, в котором дополнительно преподают психологию, педагогическую подготовку и навыки работы с подростками. И в этот четверг в десятой школе прошёл межшкольный педагогический триатлон для учеников этих классов, а также педклассов из соседних районов. Будущие учителя показывали, как они освоили педагогические навыки, пробовали себя в роли педагогов. Мы хотим, чтобы наши дети не просто погружались в свою будущую профессию, а понимали, что они нам очень нужны, что мы ждём их в родном городе, в родных школах.
Вот так, заходя с разных сторон, мы решаем свою кадровую проблему.
Беседовала М.Воронцова