Урок пения

Культура

Поэт Вячеслав Куприянов отметил в Обнинске свой 80-й день рождения. А ещё он презентовал у нас свою новую книгу верлибров «Противоречия. Опыты соединения слов посредством смысла». Вечер прошёл в обнинской Центральной библиотеке.

Человек

изобрел клетку

прежде

чем крылья

В клетках

поют крылатые

о свободе

полета

Перед клетками

поют бескрылые

о справедливости

клеток

 «Это не просто умные, а остро-умные тексты. Они не промывают мозги, они проясняют сознание… А, кроме того, встреча с мощным интеллектом — всегда счастье, даже если интеллект размышляет над невеселыми материями… Куприянов пронзает бесформенный языковой хаос стержнем элегантной и парадоксальной мысли».

Артём Скворцов. Из предисловия к книге В.Куприянова «Противоречия. Опыты соединения слов посредством смысла»

Издание представляет собой собрание произведений, написанных свободным стихом (верлибром). В ней собраны стихотворения, созданные в течение полувековой творческой работы писателя над словом.

Вячеслав Глебович Куприянов – крупный современный поэт, яркий прозаик, математик, лингвист, переводчик с мировым именем, один из авторов легендарного «Белого квадрата», который увидел свет в далёком 1988 году. Вместе с К.Джангировым, В.Буричем и А.Тюриным он вошёл в историю литературы как теоретик русского верлибра.

Несмотря на то, что верлибр известен в России в переводах значительных русских писателей уже более века, он до сих пор остаётся для многих своеобразной тerra incognita (неизвестной землёй), а попросту говоря, слабо прививается на нашей почве. Многие известные русские верлибристы полагают, что одной из причин столь прохладного отношения к свободному стиху и предпочтения ему рифмованного метрического, не более чем дань напевности русского языка. Но, возможно, причину нужно искать гораздо глубже. По мнению Куприянова, есть некая психологическая зависимость исторически сложившаяся, в которой рифмованный текст определялся как игровой. Он предназначался для отдыха и веселья и использовался в потешках и частушках, то есть, в так называемых, «низовых» творческих жанрах. А нерифмованный, как правило, использовался в плачах и религиозных песнопениях, то есть, он предполагал некую серьёзную духовную работу, связанную с основными базовыми этапами жизни человека.

По словам автора, столь непростое название книги надо искать скорее во внешнем мире, что подтверждает содержание — почти шестьсот созданных по всем канонам русского свободного стиха верлибров. Однако невозможно не заметить противоречия, рождаемого бытом, текущей жизнью с внутренним ожиданием автора. Алгоритм произведений довольно легко определяет все болевые точки, так или иначе, связывающие автора с окружающим социумом, внутренним и внешним миропорядком. Стихотворения Куприянова отражают то несправедливость «к малым сим», то холодное равнодушие к себе подобным, то глубокое чувство к любимой женщине. Перу мастера подвластно всё разнообразие человеческих чувств и глубина мысли. И напротив, читая классическую лирику Куприянова как, например, стихотворение «Утро исполнения желаний», кажется, что всё, о чём когда-то написал поэт, сбывается независимо от временных параметров.

Но ещё не все желания поэта исполнены до конца. Есть у Куприянова несколько интересных задумок. Одна из них – составить и издать новую книгу только рифмованных стихов. А другая, очень необычная, издать отдельным тиражом книгу «одного» стихотворения «Урок пения», которое уже переведено на 70 языков мира. Для «круглого счёта» поэту нужно ещё 30 переводов. И он терпеливо ждёт новых. Будем ждать и мы…

Н.Никулина

Добавить комментарий