Увидеть то, что за кадром
Алексей Назаров. Фотографией занимается с 1980 года. Выпускник обнинской Станции юных техников (СЮТ), теперь преподаватель фотостудии ЦДРЮ «Эврика». Закончил режиссёрский факультет Московского государственного института культуры и искусств. Преподавал на кафедре дизайна в Институте атомной энергетики НИЯУ МИФИ. Организатор российского фестиваля «Искусство видеть мир» и обнинского городского клуба «Фотовер». Сегодня в нашей газете он представляет свои снимки и рассуждает о путях развития фотографии.
— Алексей, ты сам когда-то учился в СЮТе и уже почти 30 лет преподаёшь здесь фотодело ребятам, которые по-прежнему приходят в «Эврику». Однако за эти годы в фотографии произошли кардинальные перемены. Как ты считаешь, изменила ли «цифровизация» суть этого ремесла, этого творчества?
— За последние 20-30 лет фотография пережила несколько технических революций. И они всё продолжаются. В России эти преобразования особенно заметны. Сначала пришли «Кодак» и «Поляроид», потом плёночные «мыльницы» и фотографами стали буквально все, потом «цифра» — и у многих появились зеркалки цифровые, а вот теперь зеркальные фотоаппараты снова уже не в моде – все снимают смартфонами… Вот только к фотографии, как творчеству, это имеет отношение весьма отдалённое. Тех, кто понимает, кто умеет видеть, равно волнуют снимки, сделанные на стеклянных пластинках деревянным фотоаппаратом в начале прошлого века или современной цифровой камерой и компьютером.
— Как бы ты в нескольких словах определил «лицо» современной российской фотографии?
— Прежде всего, это… женское лицо. Помню, в 1990 году с успехом прошла Всероссийская выставка «Фотографируют женщины». Уже в самом названии был намёк на сенсационность. И это, действительно, тогда стало некоторым откровением. А теперь впору устраивать выставки «фотографируют мужчины» — в профессиональной среде нас заметно потеснили представительницы прекрасного пола. Да я это и как преподаватель отлично вижу — у меня в трёх группах мальчишек практически нет. Предпосылки такой метаморфозы понятны и объяснимы – это как раз последствия «цифровой революции». Но, разумеется, такая перестройка не могла не сказаться на выборе тем, общего визуального ряда. Ведь женщины эмоциональнее мужчин, их гораздо меньше волнует социальная жизнь, чем чувственная сторона человеческих отношений, личные переживания и внешние проявления этого.
— Я давно знаю твоё творчество и заметил, что ты много внимания всегда уделял поискам новой формы в фотографии, экспериментировал – это было и во времена, когда снимали советскими «Зоркими» да «Зенитами», и сейчас в «цифровую эру»…
— Мне всегда было интересно изменить фактуру, добавить что-то своё. То, что тот или иной образ рождает в моей голове, и я знаю, как это можно передать – раньше с помощью изогелии, соляризованного снимка, других лабораторных «фокусов». Теперь с помощью компьютерных программ. Люблю снимать архитектуру, только не стрит-фотографию. Здесь мне интересно соотношение линий, графический образ городской среды – это уже от увлечения дизайном. Натюрморты делаю – к этому жанру тоже не равнодушен — с формой «разобраться», увидеть и передать то, что другие не замечают в привычных предметах. Периодически снимаю портреты, но не заказные, а просто людей, которые мне интересны. И боюсь, что моделям эти портреты чаще всего не понравятся, это ведь субъективный взгляд, «я так вижу», как говорил классик.
— И последний вопрос. В твоём портфолио много монохромных снимков. Почему? При нынешних-то возможностях цифровой фотографии…
— Я человек постоянный. Вот как научили меня делать чёрно-белые фотографии в детстве, так я их до сих пор и делаю… Шучу, конечно. Это сознательный выбор. В мире, в котором царит форма, нет места цвету. Иногда у меня получаются и цветные фотографии, но это скорее исключение, чем правило. Цвет разрушает форму, а она для меня первостепенна.
Беседовал В.Хмелёв
фото А.Назарова