В поисках цвета
В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения Ивана Дмитриева – русского живописца, графика, скульптора, мастера прикладного искусства. Немало его работ хранятся в Музее истории Обнинска. 22 сентября здесь прошёл вечер памяти художника.
Свой стиль
Имя Ивана Васильевича Дмитриева включено во всемирный рейтинг художников ХVIII-ХХI веков. Его творчество разнообразно и многолико, но при этом широкому зрителю он, к сожалению, известен мало. Между тем, его картины хранятся в музеях и частных собраниях многих стран мира.
Дмитриев, сын священника, родился в 1902 году в селе Новые Алгаши Симбирской губернии. В Симбирске и начинал учиться живописи. Позже продолжал образование в Москве — на графическом и живописном факультетах ВХУТЕМАСа у Соколова, Герасимова, Иогансона и других мастеров.
В фондах обнинского музея хранятся его автопортреты, пейзажи, натюрморты. В рамках юбилейной выставки художника представлена 31 работа из этого собрания, в том числе автопортреты, занимающие большое место в творчестве художника.
В 30-е годы Дмитриев отошёл из официального искусства. Говорил, что социалистический реализм с бесконечными коровниками его не привлекает. Выпав из официальной повестки, он жил очень трудно: иногда у него даже денег на покупку холстов не было. Но художник не унывал, постоянно творил. Однажды он нарисовал портрет Натальи Гончаровой на клеёнке…
Он не любил ни соцреализма, ни авангардистов: считал их искусство неживым, вырабатывал собственный стиль. Об этом и о том, как попали работы Дмитриева в обнинский музей, рассказал житель нашего города Валерий Пивоваров.
Знакомство с мастером
Валерий Пивоваров в 1989 году был депутатом Обнинского городского Собрания и работал в комиссии по культуре. Тогда, побывав в Москве на персональной выставке Дмитриева, он познакомился и подружился с Иваном Васильевичем. В результате в обнинском музее появились работы этого мастера.
— Когда я приехал к нему в мастерскую, то увидел, что там всё буквально завалено готовыми работами. Я попросил Ивана Васильевича продать несколько картин для обнинского музея, но он сначала продавать ничего не захотел. Мы договорились, что он напишет для нашего музея один пейзаж, — рассказал Пивоваров.
Итогом этой встречи стала передача в музей Обнинска не только одного пейзажа. А вышло так. От ФЭИ в 80-е годы ходил автобус по служебной надобности. Этот автобус заехал на Коломенскую, где была мастерская художника, и Дмитриев сказал: грузите, сколько поместится. Поместилось 50 картин. Картины были без оформления, работники ФЭИ помогли сделать к ним рамы. И в обнинском городском музее прошла выставка работ Ивана Дмитриева – последняя прижизненная.
Главное в живописи – чувство цвета
Иван Васильевич Дмитриев, опираясь на достижения мастеров прошлого, выработал собственную творческую философию и свой живописный язык. На открытии выставки выступила сотрудник ульяновского Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Виктория Скупова. Она рассказала о судьбе своего талантливого земляка.
— Жил он тяжело и писал порой, на чём попало. Он считал, что для художника неважно, какими красками и на чём он работает. Главное – это уметь рисовать. А в живописи считал главным чувство цвета. Развитию искусства в Чувашии в годы его молодости уделялось мало внимания. Считалось, что удел чувашей – это тяжёлая работа, например, в поле. Мальчиков учили столярничать, а девочек — шить. Поэтому те деятели искусства, которые сумели искусство в себе сохранить, заслуживают большого уважения.
Иван Васильевич Дмитриев в своих воспоминаниях писал, что все его работы вдохновлены красотой родного края, народными обычаями и народным творчеством. Он глубоко изучал теорию цвета, умел вложить в цветовые пятна максимум выразительности, чтобы передать эмоции. Тщательно выбирал сочетания цветов, исследовал природные материалы.
Цветной слух
Дмитриев был не только талантливым художником, но и увлечённым музыкантом, он прекрасно играл на фортепиано. Достойным дополнением вернисажа в музее в этот вечер стало выступление обнинского ансамбля народной музыки и песни «Околица» (руководители заслуженные работники культуры Татьяна и Леонид Резниковы, хормейстер – Евгения Комарова). Леонид Резников прочитал небольшую лекцию о музыке. Он рассказал, что «все виды искусства стремятся стать музыкой», о композиторе Александре Скрябине, который придумал цветомузыку, говорил о цветном слухе – многие музыканты сопоставляли краски с тембрами различных музыкальных инструментов. Кстати, и сам музыкальный термин «тембр» означает: «окраска звука».
Девушки и юноши из ансамбля «Околица» исполнили русские частушки и наигрыши. Потом Резников раздал публике различные инструменты, и обнинцы радостно гремели, стучали и хлопали в такт игре маэстро на баяне.
А ещё в память о талантливом художнике, особое внимание уделявшему поиску цветовых решений в живописи, в музее прошла интерактивная игра для детей по созданию уникального живописного арт-объекта. Провела её Виктория Скупова.
Этот серый, дождливый сентябрьский вечер благодаря общению с творчеством художника Ивана Дмитриева и музыканта Леонида Резникова был раскрашен ярчайшими красками.
Э. Щукина