ВАДИМ ТКАЧЕНКО: «ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ МОЖЕТ СТАТЬ КАЖДЫЙ»
Обнинск инновационный
К 35-летию конференции «Юность, наука, культура»
Малая академия наук «Интеллект будущего» реализует проект «Наставники будущих Ломоносовых», который проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Сегодня мы расскажем об одном из тех, кто учит юных изобретателей работать головой.
Вадим Иванович Ткаченко — морской офицер, инженер, изобретатель, автор собственной методики, используя которую любой человек со средним образованием может за две недели разработать и создать изобретение. Это было проверено на студентах ИАТЭ и членах клуба «Юный новатор», который работал в Центре научного и технического творчества учащихся «Эврика».
Вадим Ткаченко придумал около ста изобретений, многие его ученики также стали изобретателями. Вадим Иванович с Малой академией наук сотрудничал с 1984-го по 1997-й год, стоял у истоков создания Обнинского научного общества учащихся, из которого выросла МАН «Интеллект будущего».
Клуб «Юный новатор»
Сотрудничество Вадима Ивановича Ткаченко с Львом Юрьевичем Ляшко началось в 1984 году. Лев Юрьевич работал тогда в «Эврике» (на Станции юных техников), Вадим Иванович, будучи инженером-изобретателем, руководил там же клубом «Юный новатор».
— В Обнинске такой клуб был единственный, да, наверное, и не только в Обнинске, во всяком случае, я о других клубах, подобных моему, не знаю, — вспоминает Ткаченко. — Работали мы с детьми в «Эврике» по моей авторской методике рождения изобретения. В своём кружке я развивал у них техническое мышление. В результате все стали изобретателями.
В клуб «Юный новатор» приходили ребята разного возраста, начиная с первого класса. Занятия проводились три раза в неделю, причём дети их не пропускали и никогда с них не убегали. Если Ткаченко задерживался на основной работе, они сидели под дверью и терпеливо ждали. На занятиях вели себя тихо, внимательно слушали. Они учились нестандартному мышлению, и им это было очень интересно.
Иногда, когда Вадим Иванович не мог прийти, с ребятами занималась его супруга Галина Васильевна. У неё тоже был преподавательский опыт, но она работала с дошкольниками. Галина Васильевна вспоминает:
— Очень нужный был кружок. Он был необходим и детям, и их родителям, и даже учителям. Самое главное — дети были при деле, они учились мыслить, правильно составлять рассказ, грамотно выражать свои мысли. Они не стеснялись ошибаться, заблуждаться, спрашивать совета у ребят, рядом сидящих, у руководителя. И очень важно, что Вадим Иванович всех принимал в кружок, не отказывал детям, даже самым маленьким, не отбирал их «по сообразительности». Двери его кабинета были открыты для всех. Жалко, что сейчас таких кружков нет.
Занятие строилось таким образом: общая продолжительность — 2,5 часа, через час получасовая перемена. Дети отдыхали, играли в настольные игры. Потом — обсуждения, догадки, новые планы. Вадим Иванович давал и домашние задания — подготовить творческую работу, а уже на следующей встрече каждый представлял свой проект, все вместе обсуждали, что можно улучшить, добавить, а что оставить как есть. Ткаченко никогда не говорил, что ребёнок принёс не то, не по теме. Судя по работам, родителям тоже было интересно, потому что чувствовалось, что они детям помогали.
Победы в конкурсах
Лев Юрьевич Ляшко, создав Малую академию наук, работал со школьниками по всей стране, и ему присылали вызовы на различные ученические конкурсы и конференции. И Вадим Иванович с членами своего изобретательского кружка выезжал в разные города нашей страны для участия в этих конкурсах.
— За 13 лет у нас было 35 выездов. Все 35 раз мы приезжали победителями. Назову четверых ребят. Двое из них, Агалаков и Виноградов, занимались у меня 10 лет. Они стали кандидатами технических наук. Ещё двое, Корчаидзе и Лукша, стали учёными, — рассказывает Ткаченко.
Александр Агалаков занимается прикладной телематикой (сфера телекоммуникаций), функциональными системами безопасности. Юрий Виноградов сейчас директор Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба Российской академии наук». Тимур Корчеидзе стал веб-технологом, занимается созданием и использованием баз данных и информационных ресурсов.
Павел Лукша — эксперт по инновационному развитию, инновационной инфраструктуре, организационным моделям сетевого взаимодействия инновационных центров; профессор Московской школы управления «Сколково»; автор методики прогнозирования Rapid Foresight, используемой во многих странах мира; организатор многочисленных форсайтов, посвященных технологическим инновациям и развитию образования, по итогам которых были растиражированы более сотни инновационных проектов; входит в топ-75 самых уважаемых людей России по версии «Эксперт-онлайн» и топ-100 людей современной России по версии «Русского репортёра»; руководитель международного проекта «Global Education Future».
…В 1988 году в Калуге проводился Всесоюзный конкурс. Среди участников были школьники со всего Советского Союза, из Болгарии и других стран. И команда изобретателей Вадима Ткаченко победила: ребята заняли первые три места и получили награды от ЦК ВЛКСМ. За первое место Селивёрстова наградили поездкой в Японию на конференцию «Интеркосмос», куда от Советского Союза направили 10 человек. Это вообще была первая поездка туда команды из Советского Союза. Из Японии Селиверстов привёз призы и памятные подарки. Тимур Корчаидзе получил путёвку в «Артек» за второе место. Третье место было у Павла Лукши, он тоже получил ценный приз.
Изобретения членов клуба «Юный новатор»
О клубе «Юный новатор» знали во всей стране, знали про него даже космонавты. Они приезжали в Обнинск и встречались с юными изобретателями.
— Мы с ребятами узнали, что у космонавтов нет слесарного инструмента, и обсудили это в кружке, — вспоминает педагог. — И ребята стали предлагать свои решения. Мы их обработали и придумали целый комплекс слесарных инструментов для космонавтов, которых в мире не существовало. Космонавты запатентовали этот инструмент и использовали его в космосе. Это было, наверное, самое сильное изобретение моих ребят, а вообще их было около ста. Среди них — машина по сбору камней. Мы с ребятами, как я уже говорил, много ездили по разным городам Советского Союза. Были и в Грузии. Там мы узнали о проблеме нехватки пахотной земли. Там горы, камни. Чтобы что-то посадить, надо собрать эти камни. И ребята придумали машину, которая ездила по полям, очищала их от камней. А вот Павел Лукша даже изобрел аппарат, который с Марса привозил пробы грунта.
В Обнинске — почти 60 лет
Сам Вадим Иванович учился много. По первому образованию он морской офицер, в Каспийском Высшем военно-морском училище получил военное и общее образование. Это дало ему право преподавать, и поэтому он мог вести в «Эврике» кружок, где получил 14-й разряд педагога. Потом он окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики, московские высшие курсы по патентному делу. Все полученные знания использовал в своей работе.
В Обнинск Вадим Иванович приехал почти 60 лет назад, в 1962 году. Был мобилизован из армии по здоровью, служил в войсках стратегического назначения, был старшим инженером группы Верховного Главного командования.
— Я участвовал в разработке первой космической ракеты с ядерным зарядом. Был в стартовой команде, которая должна была её запускать. Работа была сложная, трудились и днём, и ночью. Я заболел, и меня комиссовали по состоянию здоровья. Так я оказался в Обнинске, — вспоминает педагог.
Вадиму Ткаченко дали направление в Малоярославец-1. Он купил билет, приехал в Обнинск, а поскольку был членом коммунистической партии, пришёл становиться на учёт в горком партии:
— Поднимаюсь на второй этаж, показываю своё направление председателю горисполкома. А он мне говорит: «Это не ко мне, тут написано «Малоярославец». А Юрий Петров, который был тогда первым секретарём горкома КПСС, возражает: «Нет, это к нам». Даже в горкоме не все знали, что Обнинск и Малоярославец-1 — это одно и то же. Тут появился замдиректора по строительству Института медицинской радиологии и говорит: «Мне как раз нужен такой специалист». И я стал работать в ИМР на должности инженера технадзора: решал строительные проблемы, постоянно совершенствовался сам, учился у своих товарищей и делился своими знаниями с другими.
Вадим Иванович занимался техническими вопросами, курировал рационализаторскую деятельность всего города, хотя её почти и не было. Он создал городской рационализаторский клуб, где решали вопросы, стоявшие перед различными учреждениями.
— Допустим, на Домостроительном комбинате для монтажа домов использовались плиты. Чтобы они держались, нужны были узлы для их закрепления. С ними была проблема. Вместе с сотрудником ДСК мы изобрели станок для изготовления этих монтажных узлов, — рассказывает Вадим Ткаченко.
Позже, в течение десяти лет — с 1987-го до 1997 года, Вадим Иванович работал начальником патентного отдела и научно-технической информации обнинского Института атомной энергетики и читал студентам курс лекций по изобретательству.
Главное — развитие детей
Вадим Иванович Ткаченко рад, что Лев Юрьевич Ляшко, несмотря на трудные времена, не отступился от своей идеи создать Малую академию наук «Интеллект будущего»: «В то время было много талантливых педагогов, умеющих и любящих работать с детьми, готовых заниматься даже бесплатно, и он сумел их объединить. Я рад, что в Обнинске работает такая организация. Она даёт возможность детям развиваться и достигать изобретательских успехов. Очень важно, чтобы дети были организованы и получали знания, которых больше нигде они получить не могут, и чтобы эти занятия были доступны для многих».
О.Иванова
МАН «Интеллект будущего»