ВИКТОР СЕНКЕВИЧ: «ВАЖНЫ ИНСТРУМЕНТЫ МЫШЛЕНИЯ»
Обнинск инновационный.
К 35-летию конференции «Юность, наука, культура»
Продолжаем публикацию статей об экспертах конференций Малой академии наук «Интеллект будущего». Статьи подготовлены в рамках проекта «Юность науки»: акселератор исследовательской и проектной деятельности учащихся России», который удостоен Президентского гранта.
Виктор Сергеевич Сенкевич — кандидат экономических наук, доцент, методолог, консультант по управлению, создатель и эксперт секции «Экономика и управление» Малой академии наук «Интеллект будущего», где он активно работает с 1985 года.
Инженер, управленец, педагог
Виктор Сенкевич родился в 1943 году в тогдашней столице Казахстана Алма-Ате. Отец был военным, и семья часто переезжала. Школу Виктор окончил в Тбилиси, где с удовольствием посещал библиотеки, музеи, концертные залы. Высшее образование получил в Карагандинском политехническом институте по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». В 1967 году ему, выпускнику, предложили преподавать на кафедре «Экономики и организации производства». Он принял предложение и не пожалел.
В 1975 году, защитив диссертацию в Московском институте управления, где он три года учился в аспирантуре, Сенкевич приехал работать в Обнинск в ЦИПК — Центральный институт повышения квалификации Министерства среднего машиностроения, ныне Техническую академию Росатома. Там 40 лет преподавал, заведовал кафедрой, занимался наукой. Когда началась перестройка, сотрудники ЦИПК стали ездить по миру. Например, в Германии Виктор Сергеевич изучал опыт реорганизации и перехода ГДР в ФРГ, а в Испании — методику и технологию обучения работников атомной отрасли. Полтора года Сенкевич совместно с французским консультантом проводил занятия с руководителями Нововоронежской АЭС.
Новая методология
В 1976 году в Обнинске провёл семинар Генрих Саулович Альтшуллер, идеолог и автор ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. А через четыре года в городе был создан проработавший десять лет Вечерний университет научно-технического творчества. Виктор Сергеевич активно пропагандировал идеи Альтшуллера. Сейчас эта методика актуальна, регулярно проходят семинары, конференции, издаются учебники по ТРИЗ. А тогда, в 80-х, об этой теории мало кто слышал.
В 1984 году Сенкевич участвовал в организационно-деятельностной игре (ОДИ) «Проектирование вуза нового типа» в Пущине. Поведение игроков, работа игротехников и, конечно, сам Георгий Петрович Щедровицкий — создатель системо-мыследеятельностной методологии — основательно откорректировали его представления о системе образования и мышления, в том числе о сути деловых игр. Всё, что он увидел, услышал и испытал на игре в Пущине, совершенно не походило на традиционные методы. С тех пор Виктор Сергеевич стал убежденным приверженцем ОДИ. Преподавая в ЦИПК, Сенкевич начал реализовывать эту идеологию, применяя организационно-деятельностные игры в учебном процессе и постепенно привлекая коллег. Когда появлялась возможность, участвовал в больших играх Щедровицкого.
Люди не слышат друг друга
Из опыта ОДИ — а Виктор Сергеевич со своей командой провёл более сотни таких игр не только в Обнинске, но и в других городах страны — он сделал вывод, что люди практически не умеют работать, эффективно развивая себя и своё дело в коммуникационной среде. Проще говоря, не слышат и не понимают друг друга. В ходе проведения деловых игр, которые обычно продолжаются от трёх до десяти дней, такие навыки начинают проявляться в лучшем случае только на третий день.
— Люди не воспринимают других мнений и представлений, особенно если они противоречат их собственным, — рассказывает он. — Только на одной игре участники нашли нормальные возможности коммуникации уже на второй день. Дело было на секретном предприятии, и всего за десять минут до начала мы узнали, что говорить и спрашивать о его работе нельзя, хотя была заявлена тема о развитии производства. В этой непонятной ситуации решили обсуждать… сказки. Этим учебная группа и занималась целую неделю. Результат оказался гораздо более интересным, чем при традиционном обсуждении производственных вопросов. Участники игры в итоге заявили, что теперь знают, как им действовать на производстве. А мы их об этом и не спрашивали. Ведь в сказках нет никаких технологий, а есть люди и отношения между ними. Выяснилось, что как раз эти вопросы и надо решать в первую очередь.
Защита работ — это тоже учёба
В 1985 году Сенкевич познакомился со Львом Юрьевичем Ляшко, который тогда работал заместителем директора по науке на Станции юных техников «Эврика» и на базе этого учреждения стал проводить ученические научные конференции, налаживать работу с учителями школ. Он и пригласил Сенкевича к сотрудничеству.
Сначала Виктор Сергеевич читал лекции по управлению, затем подключился к работе на конференциях, семинарах и симпозиумах для педагогов и учащихся. Первое время конференции проводились по естественным наукам, позднее добавились и гуманитарные направления. По предложению Сенкевича образовали новую секцию «Экономика и управление», которая работает уже более 30 лет.
В 1989 году под методологическим руководством Виктора Сергеевича на базе пионерлагеря «Галактика» был проведён уникальный трёхдневный августовский педсовет в форме организационно-деятельностной игры «Школа и мы: педагогическое жизнетворчество». Участники анализировали новую хозяйственную ситуацию, возможности реализации авторских технологий обучения.
Интересный и поучительный эксперимент прошёл на базе Центра развития детей «Эврика». Там Виктор Сергеевич вёл для пятиклассников обнинской школы №11 новый предмет «Умение управлять собой», а вечером читал этот же курс их родителям. Разбирались взаимоотношения между поколениями, причины конфликтов в семье и школе. Дети и родители стали лучше понимать друг друга. Коммуникация в семьях заметно улучшилась.
Работа секции «Экономика и управление» постоянно сопровождалась новациями. Например, Виктор Сергеевич предложил собирать участников секции вечером накануне защиты научных работ учащихся, чтобы члены жюри могли предварительно познакомиться с ребятами, а они — друг с другом. Так стало намного интереснее и полезнее. В ходе своеобразной предзащиты становилось ясно, кто из участников что из себя представляет. Позже была внедрена практика написания и защиты авторефератов.
Оценки за научные работы ставили не только члены жюри, но и сами ребята. Предварительно они сами вырабатывали критерии, а на защите вели протоколы, где фиксировались замечания и предложения. Часто проводились микро-деловые игры и консультации, где ребята приходили к пониманию, как проводить эти исследования и проекты.
У Сенкевича защита — это тоже обучающий процесс. Перед заседанием секции детям показывают презентацию о предстоящем мероприятии и о том, на что обратить особое внимание. А после защиты ребятам во второй половине дня предлагались настоящие организационно-деятельностные игры, а педагогам — мастер-классы.
Виктор Сергеевич уделяет особое внимание так называемым надпредметным компетенциям, на мастер-классах старается развить понимание общей ситуации в образовании и других сферах жизни, обсуждает особенности обучения современных школьников и педагогов.
Вернуть логику и риторику
— В 1955 году после летних каникул я пришёл в пятый класс, предварительно закупив все учебники, в том числе и книгу по логике — на вид неинтересную, без картинок, — вспоминает Сенкевич. — И на первом уроке учительница сообщает: предмета «Логика» у вас не будет. Мы неподдельно обрадовались, не подозревая, что отныне у нас в стране исчезает и сама логика как главный инструмент мышления. А что же современные пятиклассники? Они ходят и на английский, и на дизайн, и ещё на десять кружков, а думать, логически построить даже простую фразу при этом не умеют. Я бы ввёл квоты на кружки (смеётся). Пусть дети больше занимаются спортом, укрепляя здоровье, и меньше увлекаются гаджетами, которые подменяют реальную жизнь виртуальной. Кстати, вопрос, как жить в виртуальной действительности, тоже надо обсуждать, причём технологично. И здесь пригодились бы организационно-деятельностные игры, которые позволяют это делать эффективно.
Виктор Сергеевич старается вовлекать молодых, а заодно — и не очень молодых людей в мыслительную деятельность и всё время учится сам. Часто замечает, как непросто бывает и детям, и взрослым составить хотя бы одно логически выстроенное предложение. Даже если внешне получается красиво и вроде бы убедительно, развития не видно.
— Логика в истории человечества всегда была главнейшим инструментом мышления, — вновь подчеркивает Сенкевич. — Кстати, тот отменённый в 1955 году учебник логики я недавно нашёл в интернете и полистал. Между прочим, он на удивление интересный.
МАН «Интеллект будущего»