Войти в пятёрку лучших
Обнинск инновационный
Сегодня, 28 сентября, в России отмечается День работника атомной промышленности. Наукоград Обнинск всегда имел прямое отношение к этой профессии по ряду направлений. И прежде всего, это подготовка специалистов в Институте атомной энергетики.
О том, как сегодня выполняет эту задачу вуз, ставший одним из важных подразделений теперь объединённого Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» накануне профессионального праздника мы поговорили с начальником Отделения ядерной физики и технологий ИАТЭ Дмитрием Самохиным.
— Дмитрий Сергеевич, ваша кафедра занимается подготовкой специалистов для атомной промышленности…
— Сразу надо объяснить, что кафедры сегодня нет. Четыре года назад произошла реструктуризация вуза в связи с тем, что НИЯУ МИФИ принимает участие в программе «5-100», по которой пятёрка лучших российских университетов должна войти в сотню лучших мировых. Здесь не только НИЯУ МИФИ. Около 15 наших университетов принимают участие в этой программе. В результате реструктуризации у нас в университете созданы институты.
Наш институт ядерной физики и технологий базируется на двух площадках – московской и обнинской. Я возглавляю обнинскую, которая называется – Отделение ядерной физики и технологий (ОЯФиТ(О)). В состав отделения вошли шесть кафедр со своим набором направлений подготовки. В настоящий момент в составе отделения ЯФиТ(О) реализуется более 20 направлений подготовки, каждое из которых имеет своего руководителя в звании доктора наук или доцента. Ведут курсы, как наши преподаватели, так и приглашённые со стороны. У нас преподают сотрудники ФЭИ, НИФХИ им.Л.Я.Карпова, Госкорпорации «Росатом», и одно из направлений – это подготовка специалистов по эксплуатации. Полное название профессии: «проектирование, эксплуатация и инжиниринг атомной электростанции». Ребята готовятся как для эксплуатации станций, так и для нужд любых организаций, где требуется поддержка проектирования.
На атомных станциях есть отделы, например, ядерной безопасности, где занимаются расчётами безопасности, потому что с определённой периодичностью надзорные органы требуют оценки надёжности тех или иных систем. Сегодня мы готовим студентов, ориентированных работать на атомных станциях в реакторном цеху, в отделе радиационной безопасности.
На любой АЭС есть турбинный цех, есть и электроцех. Мы открываем новое для нас направление подготовки по тринадцатой укрупнённой группе специальностей и будем готовить турбинистов и электриков. Есть ещё и цех централизованного ремонта, для которого мы готовили специалистов. Есть заказ от объединения «Калугаэнерго», для которого тоже будем готовить инженеров.
— Как же всё-таки правильно назвать отрасль: атомная промышленность или атомная энергетика?
— Порой задают вопрос: как правильно – атомная или ядерная? Ядро состоит из нейтронов и протонов. Если говорить атомная отрасль, то это понятие шире, чем ядерная. Вокруг ядра ещё вращаются электроны…
Недалеко от нас, рядом с Балабаново, находится компания «Теклиор», у них электронные ускорители, которыми они облучают продукты питания – орехи, рыбу, любые изделия. Делается это для того, чтобы убить вредителей. Это их бизнес, который тоже относится к атомной промышленности. Между прочим, до нас бананы бы не довезли, если б их не облучали таким образом перед отправкой из жарких стран.
— Ваше отделение – это новое учебное подразделение, которое, вероятно, аналогично предыдущей структуре?
— Раньше аналогичная структура носила название физико-энергетический факультет. Следует отметить, что у нас нет задачи безвозвратно уйти от такой структурной единицы как кафедры, возможно возвращение. Есть передовая кафедра во главе с профессором и доктором наук Сергеем Терентьевичем Лескиным. Это кафедра «Оборудования и эксплуатации АЭС», и мы поставили вопрос о восстановлении этой кафедры в рамках отделения.
— Как ведётся подготовка инженеров-атомщиков? Где работают ваши выпускники?
— Сохраняется пока подготовка специалитета, когда ребята учатся пять и пять с половиной лет. И таких университетов в России осталось около семи. Дело в том, что есть заинтересованность нашего основного заказчика – ГК «Росатом». Те, кто учится в течение такого срока, считаются уже подготовленными, могут трудиться на АЭС и за два-три года работы после окончания университета стать вполне самостоятельными специалистами на отведённом участке.
Думаю, что подготовка таких специалистов просуществует около шести лет, потому что у нас давно приняли болонскую систему, и в этих университетах полностью перейдут на двухуровневую систему – бакалавриат и магистратура. В этом есть свои плюсы и минусы. Один из плюсов – интеграция в мировую образовательную систему. Студент, закончивший балаквариат, может выбирать траекторию, менять направление при поступлении в магистратуру.
После магистратуры есть возможность учиться дальше в аспирантуре. По окончанию аспирантуры, если нет кандидатской диссертации, выдаётся диплом об окончании, но не кандидатский диплом.
Сейчас готовятся студенты по двум укрупнённым академическим группам – двенадцатой и четырнадцатой. Самая малочисленная – двенадцатая – это подготовка по технической диагностике, откуда они идут работать на разные предприятия инженерного профиля, в том числе Атомэнергоремонт, Атоммаш, или в другие отрасли.
Что касается четырнадцатой группы, то там готовим кадры на атомные станции, в цеха — реакторные, турбинные, радиационной безопасности.
Довольно много уходит ребят в различные организации, которые входят в контур госкорпорации «Росатом»: ФЭИ, НИФХИ им. Л.Я.Карпова Атомэнергоремонт (филиалы при каждой АЭС), Атомэнергопроект и другие.
Атомных электростанций в России 10, и на каждой от двух и более блоков. Там работают наши выпускники.
Есть ещё заказчики на специалистов из регионов, с предприятий, близких к Роскосмосу, и предприятий, которые занимаются проектной деятельностью.
Каждый год около 60 процентов специалистов идут в Росэнергоатом, 25 процентов — в другие организации Росатома, около 15 процентов — в организации, которые не входят в контур ГК «Росатом». Это тоже инженерные должности, например, на завод «Сигнал» одно время ребята активно шли. Сейчас не очень.
Есть в Обнинске Всеросийский НИИ Сельхозрадиологии. Там есть ускорители, гамма-ускорители, к тому же есть аспирантура, и наши выпускники там занимаются наукой. Единицы выбирают работу в частных бизнес-структурах.
— В ФЭИ охотно идут выпускники ИАТЭ?
— Да, ребята очень довольны. Работают по разной тематике, многие здешние, или, как говорится, «замуж вышли». Для бывших выпускников в ФЭИ есть большое поле творчества и саморазвития.
— Что сегодня главное в работе вашего отделения?
— Уже назывались два направления подготовки специалистов для турбинного цеха и электроцеха. Для нас важны партнёры в регионе, например, «Калугаэнерго».
В прошлом году шла подготовка предложения по созданию в Обнинске «атомного Сколково» совместно с Агентством стратегических инициатив. У нас создана «точка кипения», взаимодействуем с депутатом Госдумы Геннадием Скляром. Он автор идей и «атомного Сколково», и создания международного кампуса на наших территориях. По плану в ближнесрочной перспективе будет строиться общежитие на 900 мест.
— Из скольких стран сейчас учатся студенты в обнинском филиале НИЯУ МИФИ?
— Последний раз считали страны – оказалось 27. Зарубежные студенты учатся уже девять лет, в позапрошлом году был первый выпуск вьетнамцев, в прошлом — выпуск студентов из Турции, Монголии и Вьетнама. Из четырёхсот иностранных студентов около ста проходят обучение на английском языке.
— Учатся студенты из Вьетнама, но ведь у них нет АЭС?
— Последняя информация о Вьетнаме такова: там будет открыт центр атомной науки и технологий – ЦЯНТ. Созданием ЦЯНТ занимается «Росатом», который имеет свои объекты в разных странах, мы же как университет занимаемся подготовкой кадров, как для АЭС так и для ЦЯНТ.
— Какое достижение российской атомной энергетики и промышленности сейчас можно выделить?
— Плавучая атомная электростанция, доставленная к городу Певек на Чукотке. Это со временем будет энергетическая замена Билибинской АЭС, сроки которой постепенно истекают. Специалисты нужны и там.
В. Шапошников