«Юность, наука, культура» — 35 лет по дороге открытий

Обнинск инновационный

Научная конференция «Юность, наука, культура» ежегодно собирает в Обнинске или в его окрестностях школьников со всех уголков России. Они ищут ответы на самые разные вопросы. А помогают им в этом научные руководители. Эти эксперты – золотой фонд Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего». Некоторые из них влились позже, пройдя путь от участников конференции до почетного звания – эксперт. Другие прошли весь исследовательский и педагогический путь с основателем конференции Львом Ляшко.

В этом году состоится уже тридцать пятая конференция. Для её проведения подготовлен специальный проект «Юность науки»: акселератор исследовательской и проектной деятельности учащихся России», который удостоен Президентского гранта. Проект направлен развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся России. Он предусматривает много интересных и важных мероприятий. Одно из них — создание электронного и печатного альманаха «Интеллектуальный потенциал России», в котором будут собраны и представлены материалы по итогам научных конференций школьников «Юность, наука, культура», об успешных выпускниках, их достижениях, об экспертах, научных руководителях – это история в лицах, история верности выбранному пути.

Командой журналистов во главе с Ольгой Строевой подготовлена серия статей о тех людях, которые с любовью и заботой о будущем занимаются с начинающими исследователями.

Мы начинаем публикацию серии статей, посвященных 35-летию конференции «Юность, наука, культура». Они — о становлении характера, об испытаниях и приоритетах, о роли науки в жизни поколения начала 21-го века. И, конечно, о Малой академии наук «Интеллект будущего», деятельность которой давно стала частью истории Обнинска.

Открываем первые страницы.

***

Владимир Тарасов: Результат вдохновляет на новые поиски

Бывает так, что однажды мечта, пусть и извилистыми путями, приводит человека именно туда, где он оказывается на своём месте и способен принести максимальную пользу обществу. Так произошло и с Владимиром Александровичем Тарасовым — организатором краеведческой работы в Обнинске и настоящим учителем.

Траектория мечты

Владимир Александрович — действительный член Русского географического общества, член Всероссийского общества историков-архивистов и Союза краеведов России, академик международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения. Хотя в начале своего пути он даже не предполагал, что краеведение и педагогика станут частью его жизни.

Он родился в 1939 году в деревне Неелово Александровского района Владимирской области. До Москвы рукой подать, но ни электричества, ни радио, ни прочих благ цивилизации в этих краях ещё не было. И когда 27 июня 1954 года весь мир облетело сообщение о пуске первой АЭС в СССР, у Тарасова зародилась мечта о такой же станции на взгорке посреди деревень, которая даст им атомный свет.

Вскоре мечта привела его на физико-энергетический факультет Московского инженерно-физического института. Владимир выдержал конкурс в 16 человек на место и поступил. Успешно окончив вуз в 1962 году, работал по специальности в городе Железногорске Красноярского края. Но здесь приходилось решать в основном производственные вопросы, а душа тянулась к научно-исследовательской деятельности. И в 1965 году он перевёлся в Обнинск. Стал научным сотрудником Физико-энергетического института и занялся космической атомной энергетикой.

Владимир Александрович определённо счастливый человек. Он смог найти своё призвание не только в науке, реализовать себя сразу в нескольких видах деятельности. Исследованиями по использованию ядерной энергетики в космосе продолжил заниматься и после выхода на пенсию в 2009 году. А когда был моложе, захотел испытать свои силы и увлекся альпинизмом, спелеологией, дайвингом, горными лыжами, поднимался в небо на планере и прыгал с парашютом. Интерес к миру реализовал через историко-этнографический туризм. Побывал в Прибалтике, Сибири, Средней Азии, объездил все республики Советского Союза. Путешествия, дарившие знакомство с новыми людьми, странами и культурой разных народов, дали возможность самопознания, духовного роста и формирования собственного учительского кодекса. Они же привели и к главному увлечению — археологии, краеведению и педагогике.

Познавая прошлое

Успешно совмещая основную научную работу и краеведение, Тарасов стал организатором и руководителем двух клубов — молодёжного АРКОСа, единственного археологического историко-краеведческого объединения в Калужской области, и городского краеведческого клуба «Репинка». У первого главная задача — летние лагеря и творческая работа школьников. У второго — развитие краеведения. Молодежь из АРКОСа, взрослея, переходила в «Репинку».

Познавая прошлое нашего края, Владимир Александрович увлекал других, объединяя людей, делясь с ними своим интересом к краеведению, который у него с детства. «Кто рождается художником, кто музыкантом, математиком, а кто — краеведом», — так с улыбкой сам он говорит о своём призвании.

Осознание этого предназначения пришло не сразу. Тарасов вместе с детьми из историко-краеведческого клуба АРКОС участвовал в походах и раскопках, изучал историю древних племён и освоение славянами земель Поочья. За время раскопок была установлена история территории от палеолита до наших дней. Первые раскопки, положившие начало деятельности клуба, прошли на Куликовом поле во время велосипедного похода Владимира Александровича с учениками школы, в которой учился его сын. Потом юные археологи под его руководством провели ещё более 50 экспедиций, побывав во многих уголках нашей страны.

Участие в подобных экспедициях исключительно полезно для детей, — считает Тарасов. — Ребята занимаются исследовательской работой, идёт становление личности, развитие самостоятельности. В археологических отрядах могут одновременно работать представители трёх-четырёх поколений. Маститые академики и профессора ведут раскопки вместе с молодыми учёными и школьниками. Происходит бесценный обмен жизненным опытом и знаниями. К тому же, в экспедициях дети получают конкретный практически значимый результат. А это всегда вдохновляет на новые поиски и достижения.

Как поладить с детьми

Владимир Александрович никогда не собирался стать учителем. Хотя, по сути, давно уже был им. Один из самых больших его талантов — умение ладить с детьми. Первую профессиональную школу педагогики он прошёл при знакомстве с активистом российского детского и молодёжного движения Дмитрием Сергеевым. Позднее умение Тарасова работать с детьми и его краеведческая деятельность привлекли внимание Льва Ляшко, который тогда руководил Научным обществом учащихся, а впоследствии создал и возглавил Малую академию наук «Интеллект будущего». Их встреча положила начало многолетнему плодотворному сотрудничеству.

Краеведы из объединения «Репинка» стали вести блок секций — по истории, краеведению, этнографии, археологии, культурологии. Учили детей, как правильно проводить настоящее научное исследование в краеведении и археологии. Эксперты участвовали в историко-краеведческих турнирах и конкурсах, конференциях Малой академии наук «Люблю тебя, мой край родной!», «Юность, наука, культура», «Научный потенциал — XXI», «Созидание и творчество», «Юный исследователь», «Шаги в науку» и многих других.

Для всего педагогического сообщества и российского образования в целом деятельность Малой академии наук «Интеллект будущего», на мой взгляд, имеет очень большое значение, — говорит Тарасов. — Образование должно соответствовать требованиям времени. А в академии собрано всё лучшее и передовое, что может предложить современное дополнительное образование. И то, что работа МАН не сконцентрирована на одном регионе, а охватывает всю страну, открывает хорошие перспективы, как для сферы образования, так и для педагогов и школьников. Если взять в качестве примера краеведение, то его внедрение в образовательные программы «Интеллекта будущего» существенно повлияло на развитие молодёжного историко-краеведческого движения в стране. Дети почувствовали, что их деятельность реально нужна.

В том, что интерес к истории и краеведению не угасает, а только растёт, можно убедиться, побывав на лекциях Тарасова в Музее истории Обнинска, с которым краеведов связывает давнее и плодотворное сотрудничество. Туда приходят школьники, родители с детьми, молодёжь, пенсионеры.

Во многом благодаря работе «Репинки» в Обнинске создано отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Владимир Александрович имеет ряд публикаций в центральной и местной периодике и сборниках конференций, уделяет большое внимание изданию трудов краеведческого объединения. Награждён знаками Министерства образования «Отличник народного просвещения» и «За заслуги в развитии детско-юношеского туризма», медалями от Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» — «Гордость России» и «За вклад в развитие образования России». Он лауреат высшей награды Академии детско-юношеского туризма — приза «Золотой компас».

МАН «Интеллект будущего»

Добавить комментарий