Юрий Кофтан: «НУЖНЫ НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Обнинск инновационный.
К 35-летию конференции «Юность, наука, культура»
Продолжаем публикацию статей об экспертах конференции Малой академии наук «Интеллект будущего». Статьи подготовлены в рамках проекта «Юность науки»: акселератор исследовательской и проектной деятельности учащихся России», который был поддержан Президентским грантом.
Юрий Романович Кофтан — заведующий лабораторией Всероссийского НИИ гидрометеорологической информации — Мирового центра данных, старший преподаватель Института атомной энергетики НИЯУ МИФИ. С руководителем Малой академии наук «Интеллект будущего» Львом Юрьевичем Ляшко сотрудничает с конца 1980-х годов, сейчас курирует в академии секцию информационных технологий.
О пользе ранней профориентации
Юрий Кофтан родился в 1947 году в украинском городке Новомосковске Днепропетровской области. Когда учился в старших классах, в школьную систему внедрили производственное обучение. Юрий Романович считает, что в этом отношении ему очень повезло: три года подряд каждую пятницу он вместе с одноклассниками шел на металлургический завод. До обеда — практика, потом теория. Так что ещё в школе ребята получили специальность и рабочий разряд. Девочки тем временем проходили производственное обучение на швейной фабрике.
— В Малой академии мы как раз и занимаемся ранней профориентацией одарённых детей, — говорит Кофтан. — Тех, кто хочет чего-то достичь и готов трудиться для реализации своих задумок. Такое в нынешней средней школе, к сожалению, встречается нечасто. Я преподаю в ИАТЭ у первокурсников. И могу констатировать: у большинства студентов не сформировано абстрактное мышление, они не приучены к самостоятельной работе. Вуз у нас инженерный, а без умения применять знания, самостоятельно работать – инженером не стать. Я с удовольствием сотрудничаю со Львом Юрьевичем, помогая ему формировать у школьников навыки самостоятельной работы. То же самое делаю и в институте.
Лучший сотрудник — тот, кого сам научил
Кофтан познакомился с Ляшко в конце 80-х, когда тот работал заместителем директора по науке на Станции юных техников. В дальнейшем, уже в организации «Интеллект будущего», помог Льву Юрьевичу модернизировать электронную систему, с помощью которой осуществляется регистрация участников в базе данных, формируются различные запросы. Эта система позволяет хранить результаты всех конкурсов, подводить итоги участия каждого ребёнка и педагога за год. И более того, система позволяет накапливать рейтинговые баллы, которые начисляются за участие и победы во всех проектах Малой академии в течение всех лет участия в программе (некоторые школьники участвуют более 10 лет!).
Система работает до сих пор. Благодаря обновлению удалось существенно увеличить количество мероприятий и их участников. Прежде Малая академия проводила 5-7 мероприятий в год, охватывающих около тысячи человек. А сейчас ежегодно проводится более 100 заочных конкурсов, в том числе более 30 очных проектов, и суммарное число их участников перевалило за 100 тысяч.
— Я помогаю Льву Юрьевичу, так как считаю, что он делает очень нужное дело. Я и в институте преподавать стал по той же логике. Когда выпускники вузов приходили ко мне в качестве сотрудников, я понял: надо идти в институт и учить их самому. Самый лучший инженер, который с тобой работает, — тот, кого ты сам подготовил.
Педагог по воспитанию
У мамы Юрия Романовича, всю жизнь проработавшей на металлургическом заводе начальником химической лаборатории, был природный педагогический талант. Она окончила школу в 1936 году, тогда в старших классах применялась бригадная система обучения. Создавалась бригада, которая выполняла все классные и домашние задания, вместе готовила ответы на вопросы. Девушка стала бригадиром, потому что умела хорошо объяснять другим материал.
— Кстати, глядя на её школьные фотографии, я поражаюсь, насколько взрослыми выглядят мамины одноклассники, — говорит Юрий Романович. — Сейчас первокурсники совсем как дети, отвечать за себя не могут. Преподавая базовое программирование, я обнаружил, что в области информационных технологий главный пробел у первокурсников — отсутствие основополагающих умений и навыков. Думаю, мои собственные педагогические навыки сформировались ещё в школе. Учителя у нас были разные: и хорошие, и средние. Если мне было что-то непонятно, новую тему объясняла мама. Она меня приучала быть педагогом, советовала: всем давай списывать и всем помогай, объясняй, что можешь.
— У современных школьников возможностей больше, — продолжает Кофтан. — Хотя у нас тоже проводились олимпиады. Наш городок хоть и небольшой, но физику и химию преподавали на высоком уровне. В одиннадцатом классе я дошёл до первого места на республиканской химической олимпиаде и до третьего — на всесоюзной.
Но в университет Кофтан поступать сразу не стал — предпочёл металлургический институт. Впоследствии выяснилось, что педагогике он всё же не чужд. Всегда помогал другим, объяснял непонятные вопросы: в школе, в институте, в армии и с самого начала трудовой деятельности. Работал по принципу: разберусь сам — научу других. В 1980 году начал по совместительству преподавать на кафедре АСУ.
Звёзды нужно зажигать
— В «Интеллекте будущего» дети мотивированные, их легко заинтересовать задачей, — рассказывает Юрий Романович. — Я много лет участвую в работе секции по информационным технологиям: программированию и информатике. Сначала был членом комиссии, потом стал её руководителем. Сейчас больше времени уделяю основной работе во ВНИИГМИ МЦД и обучению студентов, но когда получается выкроить время, с удовольствием работаю на конференциях Малой академии.
Больше всего Кофтана радуют два момента. Первый — когда он видит, как год от года растёт уровень школьников, участвующих в конференциях. Второй радостный момент — «звёздочки» среди младших школьников. Четвероклассник выполняет работу, которую способен сделать не всякий выпускник бакалавриата института.
Именно такой ученик приезжал недавно на конференцию из Севастополя, где, кстати, филиал Малой академии был создан ещё в советские времена. Этот мальчик создал с помощью школьного процессора систему, позволяющую незрячим ориентироваться в пространстве. Человек надевает на голову обруч, который излучает ультразвук. Отражаясь, ультразвук возвращается в уши, давая разный сигнал в зависимости от приближения к препятствию. При повороте головы сигнал тоже меняется. В дальнейшем школьник собирается доработать устройство. Самое интересное, что процессор программируется с помощью языка С++. Этот сложный язык программирования преподают на первом курсе вуза, и только треть студентов способна его освоить на хорошем уровне. А тут четвероклассник! Причём, родители у него — чистые гуманитарии. Зато преподаватели прошли школу в «Интеллекте будущего».
Наладить цепочку
Юрию Романовичу нравится, что Малая академия наук не только организует олимпиады и конференции, но и старается внедрить научно-исследовательский процесс в школы. А для этого ведёт подготовку школьных педагогов на своих семинарах.
Импонирует Кофтану и широкий спектр направлений работы со школьниками. В «Интеллекте будущего» могут себя найти и технари, и гуманитарии, отмечает он.
— В процессе многолетней работы сформировались критерии того, как должен строиться доклад-исследование, какой должна быть проектная работа, — говорит педагог. — В Малой академии встречалось и раньше много удачных работ, но оформлены они были неважно. На моих глазах сложилась чёткая структура, которой овладели сотрудничающие с «Интеллектом будущего» педагоги на всём постсоветском пространстве. На конференции приезжают со всех концов России, а также из Казахстана, Молдавии, Украины. С помощью президентских грантов организуется участие школьников из отдалённых районов. На последней конференции, где я работал, все 160 детей из таких мест — маленьких городов и даже деревень — приехали с хорошо подготовленными проектами и докладами.
Особое место среди перспективных направлений, которым надо учить школьников, занимает, по мнению Кофтана, искусственный интеллект.
— Я уже 27 лет являюсь членом ассоциации искусственного интеллекта Российской Федерации, — отмечает Юрий Романович. — Свою основную задачу вижу в том, чтобы наладить цепочку «школа — вуз — специалисты на предприятии». Не знаю, доживу ли до желаемого результата, но буду работать в этом направлении. И, конечно, по мере сил продолжу сотрудничать с Малой академией наук «Интеллект будущего».
МАН «Интеллект будущего»