Ольга Строева: «Не могу жить вне языковой среды»

Обнинск инновационный. К 35-летию конференции «Юность, наука, культура»

Продолжаем рассказывать об экспертах Малой академии наук «Интеллект будущего». Материалы подготовлены в рамках проекта «Юность науки»: акселератор исследовательской и проектной деятельности учащихся России», который проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

 В своё время выпускная дипломная работа эксперта МАН «Интеллект будущего» Ольги Строевой в КГПУ им. К.Э. Циолковского была посвящена орнаментальной прозе. Это когда прозаический текст строится по законам поэзии, то есть, смысл уходит на второй план, важнее — форма, кружево языка. Вся научная и педагогическая деятельность Ольги Эдуардовны — это полет и свобода — как в поэзии, как в музыке, как в рисунке. «Я не могу представить свою жизнь вне языка, я получаю удовольствие слушать и слышать русскую речь и учу этому своих учеников», — говорит она.

«Мои университеты»

Моя жизнь — это встреча с людьми, которые повлияли на меня в личностном и профессиональном плане, навсегда оставили свой след в моей судьбе, — рассказывает Строева. — Высокую планку требований к себе, своему развитию и образованию я получила ещё в школе. Учителя были сильные, учили размышлять и анализировать, ответственно относиться к своему делу.

Но, как она поняла потом, даже не это главное. Уважать ученика и его мнение, мягко направляя и всячески поощряя к творчеству и поиску, — именно эти принципы стали для Ольги главными во время учебы на филологическом факультете КГПУ им. Циолковского, где учителем для неё стал Игорь Алексеевич Каргашин, преподаватель по литературоведению. Под его руководством она защитила дипломную работу по орнаментальной прозе.

Она и в будущем думала посвятить себя литературоведению. Но так сложилось, что диссертацию защищала по языкознанию:

Когда Ольга Павловна Ермакова предложила мне начать работу по проблеме субстантивной метонимии, я, честно говоря, растерялась. Но её авторитет был настолько высок, что сомнения ушли. Я всегда доверяла педагогу безусловно, потому что мне повезло: мои наставники были специалистами такого уровня, что никаких сомнений быть просто не могло. Но главный секрет педагогического мастерства моих любимых учителей в том, что, указывая направление научного поиска, они всегда отправляли в свободное плавание, давая возможность работать над темой самостоятельно. И я никогда не сомневалась, что иду в правильном направлении, потому что мой учитель был всегда рядом. В этом и заключается педагогический талант научного руководителя: почувствовать, какая тема ещё не исследована, где можно сказать своё слово.

Я очень рада, что в моей жизни встретился председатель МАН «Интеллект будущего» Лев Юрьевич Ляшко, — говорит Ольга Эдуардовна. — Он помог мне не только раскрыть свой научный и педагогический потенциал, но и открыть в себе новые возможности и интересы. Процесс составления заданий для олимпиад увлёк меня всерьез: я с интересом погружаюсь в сборники, ищу темы, которые ещё не отражены в заданиях, решаю головоломку: как интереснее сформулировать задание, чтобы это была поисковая задача, чтобы ребёнок не просто задумался и выполнил, а совершил пусть маленькое, но открытие.

О «грешниках» и «праведниках»

На вопрос о самых важных достижениях в педагогической карьере, Строева, улыбаясь, отвечает:

— Наверное, это какая-то библейская история, но ученики, на которых кто-то поставил ярлык «двоечник», мне намного интереснее, чем «отличники». Раньше как было: «двоечниками» становились дети с особенностями мозговой деятельности. Сейчас же в эту категорию нередко попадают дети с абсолютно нормальными мыслительными функциями. Почему так происходит: раз учитель поставил «два», второй, и ученик свыкается с мыслью о том, что он «двоечник» по этому предмету и «забивает» на него. И в результате в восьмом классе не может найти в предложении имя существительное. Свою миссию как педагога на данном этапе я вижу в том, чтобы «вытягивать» таких детей. Мне это интересно. У меня есть опыт, когда за год занятий такой ученик имел уже четвёрку. А если школьника хоть чуть-чуть пристрастить к чтению, результат вообще может быть отличный.

То же самое касается и других детей. Ребёнок не всегда в школе чувствует себя комфортно и свободно, и это не позволяет ему раскрыть свой потенциал.

Важно вдохнуть в ученика веру в себя, общаться доброжелательно и мягко. Полностью разделяю подход китайских педагогов, который запрещает говорить ученику, что он ошибся. Надо уважать ребенка, находить подход и корректные слова: давай подумаем ещё, расскажи, как ты рассуждал. Такой подход был у Игоря Алексеевича Каргашина: кто бы, какую глупость ни сказал, он всегда корректно реагировал. Это очень подкупает. И я тоже в своей педагогической деятельности стараюсь следовать этому принципу. Тем более по себе знаю — когда мы долго думаем, как сказать правильно, мы несвободны, а размышлять можно только тогда, когда ты свободен.

МАН «Интеллект будущего» дает возможность ребятам понять, что изучаемый предмет — это не только то, что в учебнике. Это есть в мире, это можно видеть, узнавать, описывать в творческих и научных работах, делиться с другими, углублять свои знания на мастер-классах, на конференциях. То есть, это возможность выйти из привычной школьной парадигмы «знания — оценка». Процесс получения знаний при этом самоценен. А стать лауреатом конкурса здесь может каждый.

С точки зрения другой деятельности, очень горда тем, что причастна к выпуску детского журнала «Емеля», который издавала Малая академия наук «Интеллект будущего». С 2010-го по 2011 годы я была не только главным редактором журнала, но одновременно писала статьи, подбирала иллюстративный материал. Мне эта работа очень нравилась, это такое творчество в чистом виде и, как говорят, «под ключ»: от идеи, разработки концепции, создания контента до получения готового продукта.

Изучать язык невероятно интересно

Идеи для научного поиска рождаются у меня постоянно: слышу речь и постоянно анализирую. Как жить вне языковой среды, я не знаю, мне невероятно интересно изучать язык. И если уж какая-то тема засела у меня в голове, пока не изучу её, не успокоюсь, — говорит Ольга Эдуардовна. — Выхватываю из разговорной речи, из СМИ, соцсетей интересные формы и начинаю изучать: почему так, а было ли это явление исследовано? Например, недавно начала разрабатывать тему «овеществление в языке». Вот фраза: «Я провёл вечер с кофе и девушкой». Почему так говорят? Нашла интересную статью о деперсонификации. Раньше был обратный процесс: наши предки оживляли неживые предметы, потому что жили в природной среде, которая была для них живой. А мы живем в технократическом мире, частью которого стал и человек. Из этого же ряда выражения вроде «включить блондинку». В результате написала несколько статей на тему «Овеществление в поэзии Маяковского».

Есть и другие задумки. Например, сейчас часто слышишь такие выражения: «Она прямо девочка-девочка». Экспрессивность в этой фразе появляется за счет повтора, но классическая формула такой экспрессии — это повторение признаковых слов (наречия или прилагательного). Почему же существительные тоже стали употребляться для этой цели? А потому, что на первый план выходят признаковые значения: в данном случае («девочка-девочка») — яркая гендерная принадлежность, принадлежность к женскому полу в превосходной степени.

Я полностью согласна с прекрасным автором Сашей Соколовым, который сказал: «Русский язык – моя  родина». Как нельзя отнять у человека Бога, так и нельзя отнять родную речь. Другие языки мне, конечно, тоже интересны. Пыталась учить английский, читаю литературу в оригинале. Мечтаю ощущать себя в чужой языковой среде свободно, но пока это только мечта!

— А чем бы вам было ещё интересно заниматься в жизни?

В моей характеристике в детском саду была фраза: склонна к ролевым играм. Мне сложно представить, кем бы я могла быть ещё, но не исключаю, что могла бы стать актрисой. Не знаю уж, получилось бы или нет, но «склонность к ролевым играм», лицедейству никуда не делась. Наверное, я могла бы заниматься дизайном. Всю жизнь хотела научиться хорошо рисовать и частично в свой профессиональной деятельности я это использовал — придумывала идеи для иллюстраций к статьям в детском журнале, которые профессиональные художники мастерски воплощали. Меня привлекают многие сферы деятельности, которые связаны с образами.

Ну, и, конечно, интересны новые программы. Такие, например, как совместный проект «Росатома» и издательства «Детская литература» по обучению литературному мастерству.

 

О.Алексеева

МАН «Интеллект будущего»

 

*****

Ольга Эдуардовна Строева окончила филологический факультет Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского в 1995 году.

С 1995-го по 2000 годы преподавала русский язык и литературу в калужской школе №7 и Православной гимназии. С 2000-го по 2012-й в Обнинске работала в Среднерусском гуманитарно-технологическом институте на факультете журналистики (читала курсы «Теория литературы», «Книжное дело», «Современный русский язык»).

В 2003-м окончила аспирантуру и защитила диссертацию. В этом же году начала сотрудничать с МАН «Интеллект будущего» в качестве эксперта, разработчика всероссийских олимпиад, главного редактора журнала. До 2011 года была заведующей кафедрой журналистики.

Автор 25 научных статей и монографии. Счастливая мама троих детей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *