ВЕРА БЕЛОЛИПЕЦКАЯ: «ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ НУЖНО «ВЫЛАВЛИВАТЬ»
Обнинск инновационный. К 35-летию конференции «Юность, наука, культура»
Мы продолжаем рассказывать об экспертах Малой академии наук «Интеллект будущего». Эти материалы подготовлены в рамках проекта «Юность науки»: акселератор исследовательской и проектной деятельности учащихся России», который был поддержан Фондом президентских грантов.
Вера Ивановна Белолипецкая — «эксперт широкого профиля». В сферу её интересов в МАН «Интеллект будущего» входят разные дисциплины — от географии и биологии до экологии. Но есть и объединяющее начало: педагог старается не просто проверять знания и эрудицию, а учить школьников думать и находить собственные ответы на вопросы.
Секреты и студенты
Окончив Российский аграрный университет им. К.А. Тимирязева по специальности «Почвоведение и агрохимия», Белолипецкая приехала в Обнинск, в Институт сельскохозяйственной радиологии.
— Проработала там 20 лет, — вспоминает Вера Ивановна. — Занималась разной тематикой, но в те времена защита растений от радиации считалась секретной областью, так что, рассказывать о своей деятельности мне было запрещено.
А следующие 20 лет прошли в Институте атомной энергетики НИЯУ МИФИ. Вера Ивановна — доцент кафедры экологии.
— Мы со студентами постоянно летом ходили на практические занятия в пойму реки Протвы, изучали ландшафты, работали с топографической картой, почвами, — рассказывает она. — Так материал усваивается гораздо лучше, чем на обычных лекциях. Обошли все берега в районе Обнинска. Каждый год ездили на экскурсии по Калужской области. Например, исследовали так называемые верховые болота. Для нашего региона это редкость. Если обычные болота расположены в низине и, как говорится, видны невооруженным глазом, то верховые могут находиться даже на возвышенности, посреди соснового бора, и выглядеть, как полянка со свежей, зелёной травой, окруженная деревьями.
Вот такая профессиональная биография. Вроде бы не очень разнообразная: 20 лет на одном месте, 20 — на другом. Но очень насыщенная. И практически все эти годы Белолипецкая сотрудничала с Малой академией наук «Интеллект будущего». После выхода на пенсию эта работа стала основной.
— Посвящаю ей почти всё своё время, — говорит Вера Ивановна. — Она тренирует мозг, даёт силы, да и просто даёт возможность для путешествий, которые, в свою очередь, создают багаж знаний для работы. Гораздо интереснее придумывать задания на основе собственного опыта, чем опираться на чужой.
Куда уходит вода?
У многих людей, вышедших из школьного возраста, география вызывает лишь туманные и обрывочные ассоциации. Разве что вспомнится «Недоросль» со знаменитой цитатой: «Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь».
Белолипецкая умеет сделать географию увлекательной и приближенной к жизни.
— Вопросы предлагаю в основном в тестовой форме, — рассказывает она. — Но есть и конкурсы проектных работ. Вот, например, одна из последних -запомнившихся. Талантливый мальчик из Пермской области прошёл вдоль Камы в поисках артефактов Пермского периода — такое вот неслучайное совпадение. И самостоятельно по определителям выяснил их виды и возраст. Причём, он учится только в шестом классе. Удивительно зрелая работа для подростка! Таких детей нужно «вылавливать» и давать им возможность учиться дальше, с углубленным изучением предметов, в которых они демонстрируют успехи. Это — будущее нашей науки.
Есть и другие увлекательные задания. Они больше похожи на популярные нынче квесты, чем на школьную программу. Ребята исследуют пещеры (разумеется, под руководством взрослых), составляют карты рельефа местности, изучают формирующие почву породы и перечисляют источники пресной воды.
— Особенно интересны такие работы в динамике, с изучением гидрологических характеристик для каждого периода времени, — говорит Вера Ивановна. — Сравниваются данные, допустим, десятилетней давности и современные. Они зачастую наглядно демонстрируют одну из острых экологических проблем — практически повсеместное снижение уровня грунтовых вод. Родники пересыхают, вода уходит из колодцев. Если раньше нехватка воды касалась только южных регионов страны, то сейчас она характерна и для средней полосы. С этой бедой уже столкнулись многие, и я в том числе: мы живём в загородном доме, и несколько лет назад колодец опустел. Увы, эта проблема будет только усугубляться.
Омар Хайям писал: «Рыба утку спросила: вернётся ль вода, что вчера утекла, если да, то когда? Утка ей отвечала: когда нас изжарят, разрешит все вопросы сковорода». Эколог отвечает на этот вопрос немного иначе, не так философски, но столь же пессимистично:
— Вода уже не вернётся. Это связано со многими факторами: и с хищнической добычей песка в карьерах, и с распространением скважин для частного потребления. При бурении пробиваются водяные линзы, и вода из окрестных колодцев уходит. Остановить этот процесс без законодательного регулирования на государственном уровне невозможно. Наверное, всё, что мы, преподаватели, можем сделать, — это научить подрастающее поколение бережному отношению к природе, дать детям понимание, что её ресурсы не безграничны.
Дети и растения
Ещё одно интересное направление работ на конференциях «Интеллекта будущего» находится на стыке нескольких дисциплин: биологии, почвоведения и географии. Речь идёт о тестировании новых сортов культурных растений.
— Это не просто учебные доклады, а исследования, имеющие практическую ценность, — рассказывает Белолипецкая. — Один и тот же сорт растений в разных климатических зонах может проявлять себя по-разному. Одно дело вырастить огурцы, допустим, в Краснодаре, и совсем другое — в Сибири. Дети изучают устойчивость растений к пестицидам, урожайность, воздействие удобрений и другие факторы. Данные по разным регионам сравниваются, и на их основе можно выдать рекомендации, какой сорт для каких областей подходит.
Раньше такие работы проводились повсеместно, на так называемых опытных станциях. Сейчас в государственных масштабах исследования свернуты. Тем ценнее участие отдельных энтузиастов, пусть даже по возрасту они далеки от совершеннолетия.
— К школьникам, участвующим в проведении испытаний, обращаются за консультацией сообщества садоводов. И дети часто способны дать действительно квалифицированный совет. Такие сортоиспытательные работы проводятся в Краснодарском крае, Белгородской области, на Урале, — говорит Вера Ивановна.
Правильный вопрос
Формулировке тестовых заданий и вопросов по любой тематике Белолипецкая уделяет самое пристальное внимание. Для того чтобы школьник не просто механически выдал информацию, которую он когда-то запомнил, а задействовал логику, от составителя требуется масса усилий и фантазии. Надо увлечь детей, побудить их работать.
И, разумеется, от личности педагога зависит очень многое.
— Есть города, в которых школьники из года в год демонстрируют поразительные успехи, — рассказывает Вера Ивановна. — Например, несколько лет подряд в лидерах был Таганрог. Думаете, там живут самые умные дети? Версия красивая, но на самом деле там работал учитель-энтузиаст, который увлёк своим предметом учеников не только из своей школы, но и буквально со всего города. А сейчас лидируют ребята из Брянска, Самары.
Вера Ивановна Белолипецкая находит увлекательные темы и нужные слова уже для нескольких поколений школьников. Она успевает за стремительно меняющейся реальностью, знает, что важно детям и как ненавязчиво подтолкнуть их к научной деятельности.
А.Мишина
МАН «Интеллект будущего»