Воспоминания учительницы музыки
Это было недавно, это было давно…
Продолжаем рубрику, посвящённую 65-летию Обнинска. В этих материалах мы постараемся «нарисовать» неофициальный, неформальный портрет города и горожан. Наверное, для наших молодых читателей эти истории — «преданья старины глубокой», а вот для тех, кто прожил жизнь в Обнинске, это «было, как вчера».
Делитесь своими воспоминаниями с земляками, давайте вместе добавим яркие штрихи к полотну обнинской хроники. На этот раз, в нашей рубрике — воспоминания учительницы музыки Людмилы Александровны Дьяченко, которая преподавала в первой музыкальной школе почти сорок лет — с 1962-го по 2000 год.
В школе имени Шацкого
В 1962 году «музыкалка» располагалась в здании школы им. С.Т. Шацкого. Людмила Александровна к тому моменту отучилась в музыкальном училище, отработала по направлению три года в родном Майкопе и поступила на заочное отделение в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне – Российская академия музыки имени Гнесиных). Узнав, что в Обнинске требуются музыкальные педагоги, она решила съездить в город на собеседование.
— Из Майкопа меня отпускать не хотели, я была очень ценным кадром. Мы создавали там музыкальное училище «с нуля», я преподавала музыкальную литературу, сольфеджио и была концертмейстером. Но ездить на сессии в Гнесинский институт из Обнинска было гораздо удобнее, чем из Майкопа. К тому же, я, живя и работая в Обнинске, могла каждую неделю ездить в Москву на занятия. В «Гнесинке» преподавали прекрасные педагоги: Мария Степановна Гамбарян, Игорь Владимирович Никонович. Мы с Марией Степановной до сих пор дружим.
В Обнинск Людмила Дьяченко приехала одновременно с Еленой Яковлевной Лихачёвой, Миррой Владимировной Еремеевой. Коллектив был очень хороший, жили педагоги дружно. Потом к музыкантам присоединился художник Николай Александрович Громадский — в здании школы им. Шацкого открылась ещё и художественная школа.
— У нас были прекрасные совместные вечера, концерты. Мы всё это организовывали сами. А детей у нас училось – полгорода. Самое большое для меня воспоминание, это когда Галина Евгеньевна Лаврова, которая возглавляла фортепианное отделение, устроила нашим ученикам конкурс-смотр. Ребята были ещё маленькие и мало чему успели научиться. Но Галина Евгеньевна одобрила нашу работу, дала нам путёвку в жизнь. Работалось очень легко, атмосфера была безупречная.
Концерты и капустники
Потом, в 1964 году, для музыкальной школы построили новое здание, и она переехала на улицу Жукова. Там продолжилась жизнь, наполненная уроками, концертами и общими праздниками.
— На «капустниках» мы разыгрывали шуточные номера. Например, такой: мы с Миррой Еремеевой наряжались, как датские комики Пат и Паташон. Еремеева невысокого роста, а я высокая. На Мирре Владимировне были широкие штаны, как у Карлсона. В руках она держала огромный контрабас. Я играла на фортепиано протяжное: тари-ри-ра, тари-ри-ра, а она на контрабасе: бум! А потом я в другой тональности: тари-ри-ра, а она снова: бум! Было очень смешно.
Был у нас ещё один весёлый номер: «Гусарская баллада». Мы его готовили к какому-то школьному празднику. Татьяна Частикова и Людмила Букша, надев на ноги большие круглые консервные банки от селёдки, изображали лошадь. Я изображала гусара. И должна была, сидя на лошади, исполнять «Гусарскую балладу». Перед «въездом» в класс, где проходил капустник, Частикова и Букша стали «цокать копытами», и их лошадь разъехалась. Я не удержалась и упала на банкетку – повезло, что она там рядом стояла. Но потом мы всё-таки «въехали» в класс. И я свой номер исполнила. Все просто лежали от смеха.
Учителя и ученики
Вот так педагоги музыкальной школы и жили – вместе работали, вместе отдыхали, ходили в лес на шашлыки. Директор музыкальной школы Сергей Георгиевич Акимов строго за всем следил. Учителя трудились, ученики старались. В Обнинске в те годы проходило много концертов интереснейших музыкантов, например, Мстислава Растроповича, Гидона Кремера. И тех, у кого училась Л.А.Дьяченко — Игоря Никоновича, Марии Гамбарян.
— Аккомпаниатору Кремера я переворачивала страницы партитуры – она была очень сложная. Концерты проходили в музыкальной школе. Мы старались детей приобщать к классической музыке. Возили их в консерваторию, приглашали музыкантов к нам. Наши ученики брали уроки у знаменитого московского педагога Анны Даниловны Артоболевской. У меня было очень много учеников: Лилия Еремеева, Марина Хохлова, Наталья Джусова. Юлия Смелова – они стали учителями музыки. Ещё у меня учились Людмила Горбачева, Людмила Романченко… Всех я помню до сих пор. Они всегда здороваются при встрече. Редко бывает, что кого-то не узнаю. Иногда подойдёт на улице какой-нибудь дяденька и спросит басом: «Людмила Александровна, я Ваня, вы меня помните?» «Нет, не помню». «Да, я вырос!».
В 2000 году Людмила Дьяченко вышла на пенсию. У неё родился второй внук Гриша, и она решила учить музыке его. И не безуспешно: Григорий окончил музыкальную школу с красным дипломом.
Подготовила Е.Ершова