Лицом к школе
2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. И это не случайно. Такое решение президента говорит о том, что популярность этой профессии постепенно растёт, в педагогические вузы приходят яркие и целеустремлённые абитуриенты. Они с энтузиазмом учатся, а потом и работают.
Поднять статус учителя — важная задача для государства
В Обнинских школах работает сейчас около 600 учителей. Их средний возраст — 48 лет. По мнению начальника городского управления общего образования Татьяны Волнистовой — это стандартный возраст российского педагога, но хотелось бы, конечно, чтобы он был поменьше.
— На мой взгляд, идеальный и самый работоспособный возраст — 36-37 лет. Наши коллективы взрослеют, и нуждаются в обновлении – «в молодой крови», — улыбается Волнистова.
«Приток молодой крови» всё же есть. Каждый год в школы приходит порядка 35-36 молодых специалистов. Дефицита кадров, в целом, нет — директора стараются закрывать все часы, распределяя незакрытые вакансии между учителями. Но это приводит к тому, что педагоги, в частности, русского языка, литературы, математики, истории и обществознания работают с перегрузкой.
Первый раз – в первый класс!
А перед началом нового учебного года в Обнинске срочно искали учителей начальной школы, поскольку количество классов младших школьников резко увеличилось.
И среди этих педагогов тоже есть молодые специалисты. В том числе и те, которые пойдут в школу в первый раз – в качестве учителя, конечно.
Одна из них — Марьяна Андреевна Багрова — пополнит коллектив учителей начальных классов в школе №6.
Марьяне 23 года. Это её первый учебный год после окончания Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского:
— Я сама училась в школе №2 в Белоусове. И у меня была такая замечательная первая учительница – Людмила Николаевна Кирлан. Она относилась к нам с такой любовью, что мне это запомнилось на всю жизнь. И я тоже захотела стать учительницей, чтобы так же дарить свою любовь и заботу малышам-школьникам. И, конечно, ещё и потому, что я очень люблю детей!
Первый год в профессии для неё, наверное, будет непростым. Тем более, что Марьяне Андреевне предстоит прийти не в первый класс, а во второй – заменить учителя.
— Я, конечно, побаиваюсь – дети ведь уже привыкли к своей учительнице – как-то они воспримут меня, полюбят ли, будут ли слушаться… Но я постараюсь сделать всё, от меня зависящее, чтобы найти с ними общий язык, — заверила Марьяна Багрова.
Самым трудным в своей профессии молодая учительница считает сам процесс образования:
— Я думаю, что самое важное и самое трудное — вложить в детей знания, которые им необходимы. Например, научить их читать и писать, ведь без этого вообще никуда. А самое приятное – это общение с детьми, их любовь к тебе, их искренность и готовность участвовать во всём, что ты предложишь, и мы можем реализовывать в них разные возможности – они готовы идти за тобой, и это радует, от этого, прежде всего, появляется желание работать!
Нужно обновлять педагогически кадры
Для того чтобы проблема с кадрами не стала острее в будущем, уже сейчас принимаются определенные меры. Например, в следующем году, который объявлен Годом педагога и наставника, планируется разработать систему наставничества в педагогической сфере.
— Мы будем начинать подготовительную работу, чтобы в 2023-24 годах организовать в школах №№ 9 и 12 педагогические классы, то есть, растить будущих педагогов. Эти дети будут не какой-то предмет изучать особо, а учиться работать с молодёжью. Мы также будем рекомендовать директорам активнее использовать ресурсы целевой подготовки педагогических работников. У нас сейчас уже заключены такие контракты в школах №5, №18, в Техническом лицее. Мы будем рекомендовать растить студентов-целевиков со школьной скамьи. Также мы продумываем механизмы привлечения выпускников ИАТЭ в наши школы. У нас такой хороший вуз, и нам надо это использовать, — считает Татьяна Волнистова.
Также планируется создать «Школу молодого педагога» и «Объединение классных руководителей», где бы учителя могли обсудить свои рабочие проблемы и поделиться профессиональным опытом.
Разумеется, проблем в школах ещё много. Об этом, в частности, упомянула на августовском педсовете глава администрации Обнинска Татьяна Леонова:
— Я знаю, что в наших школах не всё прекрасно: есть проблемы и есть вопросы. Так, например, непонятно пока, как нам учить ребят, которые приходят в школу с недостаточным знанием русского языка. Но, мне кажется, что наш большой коллектив педагогов справится с любыми проблемами!
В.Смазнова
***
Поздравление начальника управления общего образования Татьяны Волнистовой
Уважаемые коллеги, поздравляю вас с наступлением нового года в системе образования. Желаю вам плодотворной работы, профессионального непокоя, крепкого здоровья — оно нам всем необходимо.
Также желаю нам всем сохранять спокойствие в любых обстоятельствах. А ещё желаю — удачного полёта, ведь образование всегда всем дарит и должно дарить ощущение полёта!