Новые задачи школьной жизни

Ежегодный августовский педагогический совет состоялся 29 августа в Обнинске. Повестка дня: «Образование и воспитание: итоги и перспективы». Формулировка несколько туманная, но она охватывает множество тем, актуальных для педагогов сегодня.

Образовательных услуг больше не будет

Сегодня на первый план работы в школах выходят вопросы воспитания детей, особенно в патриотической сфере, ведь сейчас именно на школу возложена обязанность приобщения обучающихся к базовым ценностям и традициям российского общества.

Чтобы профессия учителя вышла на качественно новый уровень, в частности, законодательно отменили формулировку «образовательная услуга». И это очень правильно: учитель не «оказывает услуги», как химчистка, а учит и воспитывает подрастающее поколение!

— Будущее России зависит от того, кто именно приходит в классы и аудитории, чтобы учить и учиться. Сейчас, в наше непростое время, когда Россия находится под жёстким идеологическим и политическим давлением, в условиях угроз и санкций, мы очень остро ощущаем, насколько важно гражданское и патриотическое воспитание, обсуждение вопросов нравственности. И я уверен, что с этим вызовом мы справимся, — сказал, открывая августовский педсовет, председатель Обнинского городского Собрания Геннадий Артемьев.

Профориентационная работа должна быть системной

Также на конференции педагогов Обнинска шла речь и о профориентационной работе, эффективность которой необходимо повышать и делать её системной.

Государственная итоговая аттестация в этом году огорчила работников системы образования не столько тем, что уменьшилась количество стобалльников, а тем, что и в 9-м и 11-м классе увеличилось количество выпускников, не преодолевших порог по предметам по выбору. Это странно, поскольку эти предметы школьники выбирали сознательно, это их профильное направление, то, чему они возможно собираются посвятить жизнь.

— Мы встречаемся с интересными людьми, организуем экскурсии на предприятия, но значит, такая традиционная профориентационная работа недостаточно эффективна, и её надо поднимать на другой уровень. У нас есть очень хорошая программа в Учебно-методическом центре, она применяется в Гимназии. Это психолого-педагогическая работа – тестирование, анкетирование, выявление способностей и склонностей в 6-7 классах. И вот уже тогда, когда будет понятно, какое направление ребёнку интересно, ему станет понятно, какой предмет он будет выбирать на ЕГЭ, тогда и надо выдвигаться на предприятия, общаться с будущим работодателем, — считает начальник управления общего образования Татьяна Волнистова.

Новые стандарты избавят детей от стресса

Всех обнинских учителей уже обучили работе по новым стандартам. Они вводятся с этого года в первых и пятых классах для того, чтобы образовательная программа была единой во всех школах, и у ребёнка не было трудностей при переходе из одного образовательного учреждения в другое.

Раньше разные школы работали по разным программам. В итоге они, вроде бы, должны прийти к одному и тому же, но если ученик переходит в другую школу, нередко происходит «программный сбой», ребёнок испытывает стресс.

«Цифровые буфеты» и контроль через интернет

Продолжается и цифровизация образования в школах.

— Мы внедрили в прошлом году проект, усиливающий безопасность образовательных учреждений, и учёт детей, посещающих школу. Пришёл ли ученик в школу или где он находится — эту информацию могут отследить и родители. А сейчас мы устанавливаем во все школы «цифровые буфеты», чтобы родители могли видеть – какую еду ребёнок приобретает в буфете. И расчёт возможен по той же карте, по которой ребёнок проходит в школу, — рассказала Татьяна Волнистова.

Также школы ждёт серьезное погружение в концепцию Школы минпросвещения России. Это платформа, которая на сегодняшний день разрабатывается под руководством министерства просвещения РФ.

Это такой инструмент, который призван сформировать идеальную Отечественную школу. На этой платформе будут систематизированы все методические материалы для учителя, типовая образовательная программа, образцы учебного расписания, учебного плана, разработки уроков и программы дополнительного образования. То есть, учителей приведут к единообразию. Хорошо это или плохо? Покажет опыт.

М.Воронцова

***

В городской системе общего образования Обнинска в этом году ожидается обучение и воспитание 25000 детей. Из них 8300 – это дошкольники и 16732 – школьники.

В первых классах наблюдается существенный прирост, почти на 200 детей увеличилось количество первоклассников по сравнению с прошлым годом, теперь их стало 1980. Первого сентября, в День знаний, во всех школах состоятся линейки. После них пройдёт первый классный час. Он будет единым по всей стране. Его тема — «Россия – страна возможностей».

***

Чтобы усилить работу по патриотическому воспитанию, с нового учебного года в школах вводится должность «Советник по воспитанию» – это аналог старших пионервожатых, которые трудились в советской системе образования.

Это тот человек, который будет активным членом штаба по воспитанию, будет осуществлять взаимодействие с общественными организациями, организовывать для детей проектную и любую  общественную деятельность. Для того чтобы занять эту должность, обнинские учителя прошли конкурсный отбор и практически всё лето учились на федеральных площадках.

Через советников по воспитанию, в частности, будет происходить взаимодействие с Российским Движением Детей и Молодёжи — организацией, подобной пионерской, которая призвана возродить в школах старые хорошие традиции.