Педагог по призванию

Марина Ивановна Борисова — заместитель директора по воспитательной работе обнинской средней общеобразовательной школы №1 им. С.Т. Шацкого. В эту школу она пришла работать сразу же после окончания института, в 1991 году, и преподает здесь до настоящего времени. Начинала она как учитель русского языка и литературы, а позже стала еще и заместителем директора по воспитательной работе. И уже много лет является активным организатором внеклассной работы, трудовой деятельности учащихся, различных творческих мероприятий для учеников и учителей. Сегодня мы попросили Марину Ивановну рассказать о себе и о своей работе.

— Марина Ивановна, что первоначально побудило вас выбрать профессию учителя?

— У меня других вариантов и не было, потому что в моей семье все были учителями или врачами. Поэтому я с детства знала, что стану учителем. И  именно учителем русского языка и литературы. Я окончила школу №7 в Обнинске и поступила в Калужский педагогический институт. А вот моя дочь сейчас учится в медицинском институте, будет врачом.

— Какие сложности есть в работе учителя? И в целом, в системе образования, есть сейчас моменты, которые вам не нравятся, тяжело даются?

— По-разному бывает, все зависит, в том числе, и от человека. Кто-то, отучившись на преподавателя, вообще не может работать с детьми, не справляется. А у кого-то постоянно возникает непонимание с родителями учеников. Сейчас кстати такое нередко бывает, сложности возникают из-за родителей, потому что не все понимают и поддерживают действия учителя. Я всегда стараюсь говорить родителям, что самая главная наша задача – смотреть в одну сторону в вопросах обучения и воспитания ребенка.

Что касается системы образования, то у меня никаких сложностей не возникает. Я просто работаю и делаю всё, что необходимо. Когда нужно, подстраиваюсь и «перестраиваюсь» под новые требования.

— Сейчас ученики значительно отличаются от прошлых поколений, в чем-то они другие?

— Немного отличаются. Признак нашего времени — гаджеты – очень изменили отношение к учебе. Очень сложно сейчас, например, оценивать домашнюю работу, так как её легко можно списать в Интернете. Также и на уроках телефоны могут «выручить» нерадивых учеников. Но в целом не скажу, что дети стали хуже или лучше. Время, конечно, берет своё, обстановка и возможности меняются, но дети всегда остаются детьми.

— Какой возраст учеников для вас наиболее сложный в плане работы с ними, с обучением, поведением?

— Наверное, это 6-8 класс. Во-первых, эти дети как раз вступают в подростковый период, это возраст «вольностей», когда они хотят почувствовать себя самостоятельными и взрослыми, но ещё не понимают своей ответственности. Во-вторых, выпускные экзамены для них ещё далеко, и не все осознают важность учебы. Лично для меня любимый возраст учеников – это 9-ти — 11-классники.

— А как вы относитесь к ЕГЭ? Сейчас почему-то принято ругать эту систему, и многие ей недовольны.

— Лично мне наоборот очень нравится ЕГЭ и такая система оценки знаний. Считаю, что это дает выпускникам больше шансов на поступление в вузы и значительно облегчает этот процесс. Некоторые люди до сих пор считают, что ЕГЭ – это «угадайка», где возможна неправильная или случайная оценка знаний. Это неверно. Не зная предметы, ты вряд ли сможешь написать правильные ответы. А сами варианты ответов нужны лишь для упрощения проверки.

— А что касается внеклассной деятельности… Чему приходится учить детей?

— В нашей школьной жизни важное место занимает трудовая деятельность. Вообще, мы считаем, что труд – это первооснова всего. И это стараемся донести до учеников. И я уверена, что наши дети, например, никогда не останутся голодными, они умеют и любят трудиться.

Ну и, конечно, важно эстетическое воспитание. У нас организовано очень много кружков, на любой вкус. И у нас в школе самые талантливые дети. Хоть по учебе мы не можем сравниться, например, с Гимназией или ФТШ, но зато во внеклассных мероприятиях чаще других занимаем первые места, потому что наши ребята прекрасно и поют, и танцуют, и занимаются спортом. Моё мнение, подтвержденное многолетним опытом,  – у каждого ребенка есть какие-то свои таланты. Надо просто их увидеть и дать возможность раскрыться.

— Как у вас хватает времени на всё? И уроки, и подготовка к ним, и воспитательная, творческая работа?

— Нужна правильная организация, и тогда все будешь успевать. Этому я следую сама, и этому учу детей. Вот, например, я беру пятый класс, и с ними поначалу действительно очень тяжело. А сейчас с восьмиклассниками мне уже намного легче, они лучше справляются со всеми делами, так как умеют все организовать. А к 11 классу ребята вообще сделают всё сами, и тебя даже не спросят, а только придут посоветоваться по результатам. И то же самое я советую своим коллегам-учителям — научите детей работать, организовывать, распределять свое время, и все будут все успевать вовремя. Это очень важно, чтобы дети научились самостоятельно организовывать все дела.

— Какие у вас есть увлечения, хобби?

— Моё главное увлечение всё равно тесно связано с работой — я очень люблю писать сценарии, ставить спектакли. Мы всегда дома ставили спектакли к праздникам. Я делаю это всегда с желанием и удовольствием. И, кстати, при подготовке сценариев я обычно советуюсь со своей семьей. Они находят время меня послушать, что-то посоветовать.

— Что бы вы пожелали в канун праздника 8 Марта всем своим коллегам-женщинам?

— Желаю всем в первую очередь простого женского счастья. Потому что в нашей жизни семья – это главное. Я счастлива в семье, и поэтому могу сказать, что у меня каждый день – как 8 Марта! Очень важно, чтобы муж, любимый человек, дети всегда поддерживали тебя. Потому что поддержка близких людей и дает нам силы, оптимизм, вдохновение. Можно сколько угодно говорить о любви, но если нет поддержки, то это уже не лучшие отношения. Пусть в семьях все будут здоровы и счастливы.

 

Несколько слов мы попросили сказать директора первой школы Галину Полякову:

— Я очень горжусь, что такой человек, как Марина Ивановна, работает у нас в коллективе. Потому что она — настоящий профессионал в своем деле, и как руководитель по воспитательной работе, и как учитель. Ее предметы дети любят и показывают хорошие результаты при сдаче экзаменов. Воспитательная работа в нашей школе на сегодняшний день выстроена в определенной системе и направлена на многостороннее развитие наших учеников – духовно-нравственное, патриотическое, творческое, на воспитание человека в полном смысле этого слова. И благодаря ей наша школа в большинстве случаев занимает призовые места в различных конкурсах, фестивалях и других мероприятиях.

Марина Ивановна у нас всегда является инициатором новых начинаний, идей. Например, она предложила и сейчас готовит вместе с учениками проект в рамках акции «Бессмертный полк». Наша школа старейшая в городе, и десятки ее бывших учеников принимали участие в боевых действиях. По инициативе Марины Ивановны мы сейчас изготавливаем их портреты. И наши ученики пройдут с ними на праздновании 75-летия Победы.

Сама Марина Ивановна воспитала троих детей, младший из которых ещё школьник, ученик нашей школы. Её уважают все наши коллеги, всегда прислушиваются к её мнению. Она пользуется авторитетом и уважением также среди детей и родителей. Потому что Марина Ивановна — педагог по призванию.

 Беседовала Н.Юдина

фото автора

Добавить комментарий