Елена Пашкова: «Важно поддерживать стремление узнавать новое»

С химией у Елены Борисовны Пашковой связана вся жизнь. И это — ни в коем случае не преувеличение. Ещё в школе Елена всерьёз увлеклась сложным предметом. А сейчас она — кандидат химических наук и эксперт Малой академии наук «Интеллект будущего». Эксперт по химии, конечно же.

Биология ушла, химия осталась

Увлечение химией, переросшее в призвание, началось неожиданно. В детстве тогда ещё не Елена Борисовна, а просто Лена, «сходила с ума по лошадям», как сама говорит. Родители желание заниматься конным спортом не одобряли. Так что девочка решила стать ветеринаром. А для этого надо было выучить биологию и — «в довесок» — химию.

Мне очень повезло с учителями в школе, причём по обоим этим предметам, — говорит Пашкова. — Учительница биологии предлагала мне помимо стандартной учебной программы много практических заданий, например, работу с препаратами. Мне было лет одиннадцать, и я поняла, что разрезать лягушку просто никогда не смогу! Так что биология и ветеринария из моей жизни временно ушли. А вот химия — осталась.

С тех пор прошло много времени, и, если потребуется, Елена Борисовна сможет не только препарировать лягушку, но и справиться с гораздо более серьёзными «вызовами» профессии.

В какой именно химической области специализироваться, Пашкова выбрала во время учёбы в университете. Там студентам давали возможность «пощупать» все возможные направления, чтобы к диплому они ясно понимали, чем действительно хотят заниматься в жизни. Учась в вузе, она параллельно работала в Аналитическом центре МГУ им. М.В. Ломоносова.

Я чётко поняла, что аналитическая химия — это по-настоящему моё, — уверенно говорит Елена Борисовна. — Аналитический центр в то время занимался проблемой контроля качества многокомпонентных антибактериальных средств. Помню, меня, тогда зелёную второкурсницу, подключили к разработке методик анализа. Я на практике увидела, как и где может использоваться моя работа. Поняла, как это бывает, если один продукт, который ты проверил, оказался действительно хорошим и его разрешают к использованию, а другой — никуда не годится. И мне это ощущение ответственности и причастности к итоговому результату очень понравилось.

Потом была аспирантура и защита кандидатской диссертации. Параллельно Елена Пашкова получила и педагогический опыт — преподавала студентам младших курсов. Из этого жизненного этапа вынесла интересный урок: педагог должен адаптировать программу под учеников и не бояться отступать от догм.

Меня учили доносить материал так, чтобы действительно заинтересовать учащихся, — рассказывает Елена Борисовна. — Да, темы даёшь по программе. Но примеры приводишь не те, которые прописаны в старых учебниках, а модифицируешь их под современность, чтобы ребятам было понятно и интересно. Тогда они воспринимают предмет не как что-то, что надо просто сдать во время сессии, а как по-настоящему полезную информацию.

Счастливый случай

Детскую мечту про собственную лошадь она исполнила. Как только стала зарабатывать — купила коня.

И пока гналась за этой мечтой, познакомилась с мужем, — смеётся Пашкова. — Так что исполнились сразу две мечты.

Но после аспирантуры и защиты пришлось думать, как жить дальше. Снимать квартиру в Москве и арендовать место на конюшне — удовольствие не из дешёвых. Да и расстояния в столице огромные, не наездишься. И Елена Борисовна вместе с семьёй решила вернуться в Обнинск. Найти работу по душе помогла счастливая случайность. Чтобы распечатать очередную версию резюме, девушка забежала на работу к маме.

Мои документы случайно упали прямо в руки директору фармацевтической компании, — рассказывает она. — Вероятность такого события — ничтожна! Но именно так я и нашла работу, где тружусь уже почти десять лет.

Сейчас Елена Борисовна — научный сотрудник фармкомпании в отделе разработки. Занимается созданием новых методик, контролем новых препаратов.

Отдала моральный долг

Зачем вы пошли в эксперты Малой академии наук? — спрашиваю я. — Это же серьёзная нагрузка, не синекура. Неужели не хватает дел на работе? Да и занятия на конюшне отнимают время.

Можно сказать, началось с того, что я отдавала некоторый моральный долг, — отвечает она, улыбаясь.

Пашкова — выпускница обнинской школы №3. Между прочим, окончила учёбу с серебряной медалью. На химический факультет МГУ поступила ещё до выпускных экзаменов в школе. Во времена, когда все экзамены ещё не заменил ЕГЭ, попадать в ведущие вузы можно было двумя путями. Или сдать обычные вступительные экзамены в июле, или выиграть вузовскую олимпиаду — учебные заведения проводили их весной. Победителей таких олимпиад зачисляли без конкурса, сразу же. Показать такой серьёзный результат Елене помогли дополнительные занятия в химической секции Центра «Эврика». Туда она ходила четыре года, с восьмого класса. Именно благодаря этому смогла поступить в МГУ, причём без помощи репетиторов.

В химической секции Центра «Эврика» принято поддерживать «связь поколений» — бывшие ученики приходят на занятия, читают лекции, рассказывают о своей работе школьникам. Вот и Елена Борисовна, вернувшись в Обнинск, заглядывала в Центр. Химической секцией в «Эврике» руководила — и до сих пор руководит — Елена Викторовна Тетенькина, которая уже много лет выступает и как эксперт Малой академии наук «Интеллект будущего».

За несколько дней до конца приёма работ на одну из конференций в 2013 году случился небывалый наплыв желающих участвовать, — рассказывает Пашкова. — Елена Викторовна попросила меня помочь с проверкой. Так постепенно и затянуло… Если честно, поначалу ей пришлось со мной помучаться! Ведь у проверки детских работ есть своя специфика, и очень серьёзная. Когда тебе на рецензию приходит работа студента, ты должен указать на недостатки, на соответствие требуемым критериям. А когда эксперт проверяет детскую работу, особенно написанную младшим школьником, так делать нельзя! Проверяя даже самую слабую работу, в которой, например, не описан никакой практический эксперимент, ты должен постоянно помнить: для ребёнка это — только самое-самое начало пути. И ты как эксперт просто обязан подчеркнуть что-то хорошее, найти позитив, похвалить. Ведь очень легко убить творческий порыв критикой.

Работа экспертом для Елены Пашковой ещё и возможность собственного развития. Она уверена: если человек изо дня в день занимается одним и тем же делом, у него возникает ощущение, что он стоит на месте, стагнирует. А проверяя работы, эксперт постоянно узнает новую информацию, много читает. Причём, не только по своей непосредственной специальности.

Был в практике Елены Борисовны случай, когда на конференцию школьник прислал работу по квантовой механике. Тема, которую не каждый студент осилит! Работу проверили. Написали к ней замечания. А школьник не согласился, прислал письмо в ответ. Разгорелась целая дискуссия, к которой привлекли и коллег Пашковой из лаборатории.

Критическое мышление везде пригодится

Конечно, некоторые участники приходят на конференции не потому, что им интересна научная работа или какая-то область знаний. Просто учитель сказал, что надо выступить. Или хочется получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ. Таких ребят Елена Борисовна старается всё же увлечь, подтолкнуть в нужном направлении.

Нужном в том смысле, чтобы ученики выбирали тему для исследования осознанно, — поясняет она. — А ещё — чтобы учились переводить свой интерес в оценочное исследование, пусть и теоретическое. Мы должны научить их в первую очередь грамотно оценивать поступающую информацию. Неважно, где потом этот навык будет использоваться. Умение критически мыслить, делать выводы — это ребятам в жизни обязательно пригодится!

К.Бурых

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *