Пейзажная фотография – искусство тех, кто умеет ждать

Сегодня мы представляем фотоработы обнинца инженера-конструктора Александра Юсупова. Всё своё свободное время он посвящает пейзажной фотографии, для чего отправляется в дальние и порой весьма нелёгкие экспедиции. Его снимки не раз занимали место на стендах престижных российских и международных выставок.

— Александр, почему именно природа, пейзаж стали «главными героями» вашего творчества?

— С самого детства родители привили мне любовь к путешествиям по диким местам. Мне не исполнилось ещё и шести лет, когда я вместе с ними отправился в свой первый водный поход по Карелии. Туристический быт, преодоление бурных рек, вечерние посиделки у костра — словом всё то, что называют «походной романтикой», увлекло меня сразу и навсегда. Но особенно мне понравилась девственная природа в её первозданном величии. Со временем появилось и желание запечатлеть, сохранить эту красоту и поделиться ей со всеми.

— Но, наверное, вам интересны и какие-то другие жанры фотографии?

— Вы знаете, пейзаж настолько многогранный жанр, что я до сих пор продолжаю открывать для себя его новые стороны. Когда я только начинал снимать, я считал, что пейзаж – это такой впечатляющий вид местности, поражающий воображение масштабом или необычными погодными условиями: бескрайние морские просторы, шторма, горные долины, заснеженные леса. Но в какой-то момент я осознал, что пейзажная фотография – это вообще необязательно изображение ландшафта, иногда это состояние природы, мимолетное впечатление, зарисовка. Одинокое дерево на горном склоне – это тоже пейзаж. Такая фотография по эмоциональному воздействию может быть даже сильнее видового снимка, ведь тут внимание зрителя не разбегается по горным хребтам, оно акцентированно на чем-то главном.

Потом я пришел к пониманию минималистической фотографии, когда автор отсекает всё лишнее, отображая в кадре взаимодействие какого-то главного объекта с его окружением. Порой такие снимки очень сильно смотрятся. Отдельная тема – черно-белая фотография, это особое направление, открывающее огромные возможности для творчества фотографа. В общем, пока я продолжаю открывать для себя пейзаж, и полностью увлечен именно этим жанром.

— Что ж, согласен, такое «путешествие по жанру» может быть бесконечным… А как далеко вам приходилось забираться в своих экспедициях? И где бы ещё хотелось побывать?

— География моих поездок довольно обширна: это и Европейский север – Карелия, Хибины (Кольский полуостров), и юг страны – Кавказские горы (правда, там я был на альпинистских сборах, камеру пришлось оставить дома), Крым. А на востоке России это, конечно, мой любимый Алтай и «фотографическая Мекка» – Ергаки (Западные Саяны).

Побывать хочется ещё в очень многих местах. У нас огромная, невероятно красивая страна, и объехать её полностью, наверное, всей жизни не хватит.

— Что самое сложное в пейзажной съёмке – в частности, когда вы снимаете в дикой природе? Что помогает фотографу, что мешает?

— Пейзажная фотография, если заниматься этим серьезно, со стороны больше похожа на добровольное мучение, чем на приятное времяпрепровождение. Просто представьте, тащиться по горам целый день с тяжёлым рюкзаком за плечами, иногда в дождь или снег, а на следующее утро, часов в пять-шесть подняться на фотосессию. Тут самое трудное проснуться и вытащить себя из тёплого спальника. Особенно если на небе облачность, и перспективы красивого рассвета весьма сомнительны. Конечно, это крайний случай, бывает и наоборот: просыпаешься, и птички поют, солнышко встает, погода прекрасная, и ноги сами несут тебя навстречу рассвету. В принципе, для меня пейзажная съёмка настолько увлекательное занятие, что бытовые трудности в походе я почти не замечаю.

Но, конечно, есть и сложности самого съемочного процесса. Если подходить к этому обстоятельно, то приходится проделывать огромный объём работы. Разведка местности, предварительный поиск точек съёмок, удачных ракурсов – всё это производится заранее и занимает несколько часов. Потом сама съёмка: нужно в определенное время, обычно утром и вечером, когда свет самый мягкий и красивый, добраться до намеченной точки (а это может быть совсем не близко, час-два пути от лагеря) и ждать, появится ли солнце из-за облаков, осветит ли красиво ландшафт. Частенько этого так и не случается, и, простояв возле штатива пару часов, приходится идти обратно не солоно хлебавши. Например, фотографию «Утро на Малой Белой» в Хибинах я пытался снять в течение трёх суток. Последний раз возвращался на утреннюю фотосессию к этим камням уже с дальней стоянки, ночью, через перевал, и всё равно мне так и не удалось поймать действительно красивый свет. Что ж, так бывает, к этому стоит относиться философски. Пейзажная фотография – занятие для терпеливых, до 90 процентов труда здесь совершается без видимого результата. Но зато уж, если кадр сложился, и ты его снял, то это просто неописуемый восторг, который перевешивает все эти долгие часы хождений и ожидания!

— Насколько я знаю, вы теперь помогаете и другим «освоить бесконечное пространство пейзажной фотографии»…

— Прежде всего, необходимо объяснить, в чем отличие фототура от обычного туристического похода. Главной задачей путешествия в таком формате является получение участниками максимального количества хороших пейзажных кадров. Мы движемся не спеша (не в ущерб фотосъёмке), останавливаемся там, где нам нравится, где видим фотографический потенциал. Обычно я знаю самые удачные точки съемки, потому, что уже прошёл этот маршрут заранее, изучил снимки коллег и проконсультировался с «аксакалами» этих мест.

Мы можем стоять на живописном месте и день и два, пока не сложатся какие-то интересные погодные условия для съемки. Это необходимо, чтобы была возможность походить, посмотреть, найти оригинальный и интересный ракурс. Всё это невозможно сделать в формате обычного похода — элементарно на это не хватит ни сил, ни времени. Также я, по возможности, делюсь со своей командой секретами мастерства, рассказываю какие-то тонкости и особенности определённых видов съемки, подсказываю где, когда и как можно сделать самые удачные снимки.

В свои фототуры я приглашаю всех желающих, причём для этого не обязательно быть фотографом, часто к нам присоединяются обыкновенные любители природы, которым не нравятся обычные турпоходы с ежедневными изнурительными нагрузками. Требования к участникам разнятся в зависимости от маршрута, но обязательна хорошая физическая форма и желателен опыт горных походов, чтобы человек представлял, что его ожидает.

Для путешествий я выбираю самые красивые уголки России, и мы посещаем их в самый живописный период.

P.S. Связаться в Александром Юсуповым можно по электронной почте ayusupovphotography@gmail.com

В.Хлыстов

фото А.Юсупов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *