Старинные окрестности молодого города

Развитие туризма в Калужской области – это сейчас не просто слова, а отдельная государственная программа. Ею занимаются специальные ведомства, выделяется финансирование. И это правильно! В наших краях есть что посмотреть. Даже Федеральное агентство по туризму отмечает, что «…область просто создана для культурного туризма и отдыха, она порадует любого любителя путешествий». Регион богат архитектурными и природными достопримечательностями, знаменит древними монастырями.

Наша газета решила не оставаться в стороне от культурных трендов, мы будем знакомить читателей с интересными местами и достопримечательностями не только окрестностей Обнинска, а всего калужского края.

Спас-Загорье

Начнем с достопримечательностей ближайших к нам. Вот, например, село Спас-Загорье. Когда едешь по трассе в сторону Калуги, с «Киевской» трассы видны маковки небольшой церкви. Многие, наверное, видели. А многие ли знают, какая у неё богатая древняя история?

Первоначально село Спасское (Спас-Загорье) принадлежало князю Михаилу Фёдоровичу Кашину-Оболенскому, боярину и воеводе, который начал службу при царском дворе Иоанна Васильевича в середине ХVI века. Во времена Смуты он сначала остался верен Годунову, но затем перешёл на сторону Лжедмитрия.

После смерти Кашина владельцем села стал его родственник князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский. В 1596 году он служил рындой (оруженосец-телохранитель). Поначалу охранял Цесарского посла, затем попал в царскую охрану, куда избирались стольники-дворяне, причём, только статные и красивые.

Лыков-Оболенский был причастен почти ко всем важнейшим событиям Смутного времени. При Борисе Годунове попал в опалу, а потому при появлении Лжедмитрия I, перешёл на его сторону и получил боярский чин. Затем служил Шуйскому, прославился победами над «Тушинским вором» и в 1610 году вошёл в «семибоярщину».

Еще при Лжедмитрии I князьудачно женился на Анастасии Романовой(сестре будущего патриарха Филарета, чей сын стал первым царем Романовым). И когда пришли к власти Романовы, Лыков возвысился окончательно и примерно в то же время получил в наследство село Спасское. Как многие представители знати, он строил храмы, делал богатые пожертвования в монастыри.

Борис Михайлович и поставил в Спасском каменную сельскую церковь, которая и сегодня выглядит почти так же, как в конце XVII века. Правда, на рубеже ХVII — ХVIII столетий появились сначала отдельно стоящая колокольня, а затем трапезная, соединившая с ней главную часть храма.

Во второй половине ХVIII века был пристроен Покровский придел. В то время селом владел генерал-поручик Василий Нарышкин. При нём был произведен ремонт и перестроена верхняя часть храма. К этому же времени относится появление современного названия села – Спас-Загорье.

По преданию храм посещал сам Пётр Великий (по матери он был из рода Нарышкиных, и вполне возможно, заезжал к родственнику). В войну 1812-го рядом с храмом находилась ставка Голенищева-Кутузова. А сразу за алтарём была братская могила воинов, погибших в той войне.

Здание храма двухэтажное, верхний этаж – летняя Преображенская церковь с двумя приделами. Более древняя часть — нижний этаж — зимний храм Иконы Казанской Божьей Матери.

Церковь в Спас-Загорье строилась в период переходный от узорочья к русскому («нарышкинскому») барокко, которое развивалось под влиянием европейского маньеризма. И здесь мы видим характерныерусскиечертыпятиглавие, закомары, кокошники. В тимпанах кокошников помещены девятитилепестковые «ромашки», которые восходят к белокаменным резным раковинам Архангельского собора Московского Кремля. Они широко использовались в зодчестве второй половины ХVII века. Стилизация упростила их, сделав похожими на ромашки.

Преображенская церковь сохранила большую часть внутреннего убранства. Дело в том, что в 1937 году храм был закрыт, и нижний придел использовался как склад и столовая. Но недолго. Уже после войны церковь вернули верующим, и с тех пор не закрывали. Возможно поэтому здесь сохранились Царские врата ХVII века, иконостас и оклады икон — рубеж ХVIII — ХIХ вв.

Село Передоль

В 15 км от Спас-Загорья — село Передоль. Здесь тоже есть храм, хотя и не такой древний, как предыдущий. А между тем, свою историю Передоль ведёт аж с ХIV века. В те давние времена оно было приписано к монастырю Рождества Пресвятой Богородицы и считалось монастырским. В 1452 году киевская княгиня Анастасия Васильевна — внучка князя Дмитрия Донского — пожаловала местечко Передол Троице-Сергиевому монастырю. В конце 16 века здесь стоял деревянный храм с колокольней, освящённый во имя преподобного Сергия Радонежского. Позже появилось новое здание и новое посвящение — Рождеству Пресвятой Богородицы. Но прихожане по-прежнему чтили память прп. Сергия и отмечали престольные праздники).

В 1896 году было принято решение о строительстве нового каменного храма, так как прежний, деревянный, сильно накренился, обветшал и не подлежал ремонту. Возведение новой церкви в Передоли имело огромное значение ещё и потому, что в этом селе жило много старообрядцев, и недалеко от ветхого храма стояла их большая каменная часовня, окружённая оградой.

Для строительства храма был построен завод по изготовлению кирпича, который уже в 1897 выпустил их 250 тысяч штук.

Храм в честь святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского был освящён в 1904 году, то есть, как вы понимаете, проработал недолго. После революции его закрывали, но ненадолго, а потом снова открыли. Действовала церковь и в период оккупации.

Ремонты проводились, но не капитальные, и церковь понемногу ветшала. Но в 1990-е годы приход увеличился. И тогда прихожане обратились ко всем неравнодушным православным людям с просьбой помочь храму, который многие годы отапливался дровами. Помещение храма большое и дров постоянно не хватало, чтобы нагреть его до температуры приемлемой, например, для крещенья. Было решено установить в трапезной газовый котел. Деньги были собраны, и храм стал тёплым.

Архитектура храма выдаёт годы его возведения. Это и большие окна, которых не могло быть в древних храмах. И совсем неканоническая пирамида, венчавшая храм вместо привычных глав-луковок.

Трубино

Нечасто можно встретить сёла, где стояли бы сразу два памятника архитектуры ХVII века, а вот селу Трубино повезло.

Трубино было вотчиной князей Щербатовых, одной из ветвей рода Оболенских. В конце ХVII века здесь жил князь Константин Осипович Щербатов — воевода царских войск, действовавших против повстанцев Степана Разина. В 1670-м под Тамбовом он «зачистил» одно из крупнейших гнёзд повстанцев. Мятежники, несмотря на численное превосходство, не выдержали натиска и бежали, оставив 21 пушку и 60 пленников, которые тут же были казнены. Царским войскам эта победа стоила всего двух человек убитыми и 48 ранеными.

После в Нижнем Новгороде Щербатов остановился на три дня «для расправы», ибо «в нижегородских жителях была к воровству шатость». Посему князь Щербатов многих схватил и велел казнить — «иных повесить около города по воротам, иным отсечь головы, других четвертовать». Затем Долгорукий отрядил его для подобной «зачистки» пензенских мест, где утвердились разинцы.

За успешные действия против Разина Константин Осипович был пожалован серебряным кубком и денежной премией. Отойдя от ратных дел, боярин поселился в Трубине, где для этого построил богатые хоромы. Как и другие знатные люди, Щербатов также немало жертвовал на церковные нужды: выстроил колокольню в Пафнутьево-Боровском монастыре и два каменных храма в своей усадьбе.

Почивать на лаврах воевода не собирался. При смуте 1682 года, когда по смерти царя Феодора Алексеевича возник вопрос о престолонаследии, Щербатов был на стороне малолетнего Петра. В день коронования Иоанна и Петра Алексеевичей князя Щербатова пожаловали в бояре за то, что уговорил присягнуть малолетнему Петру самый упорный полк Карандеева.

Вскоре, однако, он попал в опалу, и назначен был на дальнее воеводство в Енисейск. Вернувшись, участвовал в крымском походе и был награжден золотым на соболях кафтаном, золотым же кубком и новой прибавкой к жалованию. Скончался в 1696 году, но незадолго до этого успел построить в своей вотчине ещё одну церковь. Погребен в Пафнутьевом монастыре.

Вряд ли князь Щербатов думал, что наследство его переживёт века. Но и сегодня в Трубине стоят два красавца-храма: небольшая Воскресенская церковь(1674) в типичном для того времени стиле «Русское узорочье» и храм иконы Божией Матери «Знамение».Онмоложе предыдущего на 18 лет, но сразу бросается в глаза, благодаря своим размерам. Храм тоже построен «кораблём», как часто строили во времена Петра I.

Пышный «нарышкинский» стиль звучит здесь приглушённо. Да и сам храм больше напоминает скорее жилую постройку, чем культовую, и, тем не менее — впечатляет! Первоначально храм с трёх сторон окружала открытая галерея – гульбище, с которого можно было перейти в боярские хоромы Щербатовых. Западную часть галереи с лестницей позднее застроили, а южный и северный участки и палаты в конце ХIХ века разобрали при капитальном ремонте. Пирамидальную композицию завершают три главы: над самим храмом, алтарем и трапезной, что соответствовало трём престолам храма. Трёхглавые храмы тоже нечасто встречаются среди русских церквей. Центральная глава является ещё и колокольней.

В 1930 году оба храма были закрыты. Во время Великой Отечественной войны фашисты превратили храм Знамения в кирху. В послевоенное время здания храмов использовались как складские помещения. Сейчас Воскресенская церковь действует, а Знаменский храм активно ремонтируют.

В.Смазнова

Добавить комментарий