ТРИЗ в центре «РИО»

Обнинск инновационный

Компьютеры и смартфоны с рождения окружают современных детей. Уже в два года они могут самостоятельно найти нужную игру в мамином телефоне или включить телевизор. Чтобы ребёнок не мешал, ему просто включают ноутбук – смотри и не плачь! В результате общая тенденция – дети стали плохо говорить, они приходят в детский садик, а словарный запас совсем невелик.

Педагоги начальной школы тоже переживают: как обучать детей, которые с трудом пересказывают то, о чём рассказал учитель. При этом они уже считают в пределах ста, знают буквы и даже умеют читать. Но у детей отсутствует познавательный интерес, иногда уже в первом классе они не хотят идти в школу.

Эти проблемы рассматривались на семинаре «Познавательно-речевое развитие дошкольников и младших школьников средствами ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)». Он прошёл в Обнинске для педагогов центра «РИО», которые ставят перед собой амбициозные задачи: не просто научить детей читать, а развить мышление. Вела семинар Татьяна Сидорчук, сертифицированный специалист по ТРИЗ Международной ассоциации, кандидат педагогических наук из Ульяновска.

На семинаре рассмотрели такие темы, как «Что такое сильное мышление и чем оно отличается от обычного», «Технология формирования у детей способностей формулировать вопросы познавательного характера», «Приёмы установления причинно-следственных связей», «Методы развития творческого воображения. Технология формирования способностей преобразовывать объекты. Технологии составления образных сравнений, загадок и описательных рассказов», «Алгоритм системного оператора» и другие. Обратим внимание, как часто встречаются слова «технология», «методы» – то есть упор делается на то, что детям даются алгоритмы деятельности, способы мышления. Они помогают ребёнку составлять загадки и придумывать новые игрушки, рассматривать объект в его прошлом, настоящем и будущем, искать для решения задачи ресурсы и применять ключевые способы преобразования объектов, генерировать новые идеи.

Для развития речи тоже отработаны специальные алгоритмы: как составлять рассказ по картинке, как найти образное сравнение, как запомнить стихотворение. Педагоги выполняли упражнения, удивлялись собственным удачам, и постоянно задавались вопросом, почему же этим приёмам не учат в педагогических вузах?

Да, технология ТРИЗ предназначалась для инженеров, потом её стали применять для подготовки студентов. А когда поняли, что развитием мышления надо начинать заниматься в более раннем возрасте, стали работать со школьниками, а потом ТРИЗ пришёл в детские сады. Сейчас, например, в городе Сарове 44 садика работают под руководством Татьяны Александровны, внедряя ТРИЗ с самой младшей группы. Сегодня ТРИЗ активно используют по всему миру. Татьяна Сидорчук проводит свои курсы в Германии, в Южной Корее, в США, в Японии. В перерывах между поездками Татьяна Александровна уже третий раз приезжает в Обнинск. А ещё к нам приезжали обучать технологиям ТРИЗ преподаватели, мастера ТРИЗ из Петрозаводска, Жуковского, Москвы, Могилёва. Кстати, многие крупные компании, такие как «Самсунг», обучают своих сотрудников, приглашая «тризовцев».

Теперь ТРИЗ опять вернулся в Обнинск. Когда-то у нас в наукограде издавался журнал ТРИЗ, проводились семинары для инженеров и учителей. Педагоги центра «РИО» на всех своих занятиях будут использовать эти эффективные технологии, чтобы успешно развивать детей наукограда Обнинска.

Пресс-служба МАН «Интеллект будущего»

Добавить комментарий