Трудолюбие – необходимая составляющая профессии художника
В июне в Обнинске на базе общеобразовательных и художественных школ были организованы летние лагеря. Работал трудовой лагерь и в Школе изобразительных искусств (ШИИ) Владимира Денисова. Это давняя традиция — каждый учебный год здесь завершается практическими работами старших учеников в возрасте от 14 до 18 лет. Проводится лагерь уже 30 лет – ровно столько, сколько уже существует сама школа. Вот только в прошлом, «ковидном», году летней практики не было. Руководитель школы рассказал, что ребята успели нарисовать, вылепить и отреставрировать нынешним летом.
«Принят на работу художником-исполнителем»
— Во время летней практики мы ребят оформляем на работу «по-взрослому». То есть, с оформлением трудовой книжки, соцпакета и т.д. Первая запись в трудовой книжке учащегося гласит: «Принят на работу художником – исполнителем…», — объясняет Владимир Денисов.
Сейчас подростков оформлять на работу сложно, для этого нужна целая куча бумаг: согласие родителей, медицинские справки, нужно сообщить в Пенсионный фонд. А оформляют ребят на работу всего на неделю или на две. Поэтому не все школы сейчас готовы формировать трудовые лагеря подростков, хотя в мелком ремонте любое учебное заведение нуждается всегда. Для ШИИ это тоже довольно сложно, но всё равно здесь лагерь проводят. Этим летом работали 25 мальчиков и девочек. Причём приняли не всех желающих. На практику взяли только тех, кто действительно готов трудиться:
— Пять человек мы отсеяли, потому что они показали себя недостаточно ответственными и не хотели себя утруждать, осваивая те или иные навыки, — рассказал директор. — За время практики в этом году мы отлили скульптуру во дворе, около входа сделали мозаику, выложили мозаику на торцовой стене. Отреставрировали фриз здания с южной стороны. А также привели в порядок гипсовые головы, которые рисуют ребята во время занятий. В этом году мы впервые за 20 лет отремонтировали класс. Поставили новое пластиковое окно, постелили линолеум, а сейчас оформляем очередную выставку.
Ученики Школы искусств – городу
За 30 лет существования школы учащиеся ШИИ во время летней трудовой практики оформили много городских объектов. В 11-ой школе они расписали холл и столовую, в Колледже технологий и услуг сделали настенную роспись в общежитии. Детскую площадку на проспекте Маркса, 24 украсили скульптурой, расписали лабиринт. Отреставрировали скульптурные объекты на Маркса, 36. Да и свой собственный двор украсили так, что его ни с каким другим в городе не спутаешь. Тут и скульптуры, и мозаика на стенах, и разные росписи.
— Два года назад мы реставрировали в соседнем дворе большие, монументальные объекты, – вспоминает Владимир Денисов. — Работа была довольно напряжённая, но ребятам было интересно. Они на практике изучали различные технологии, современные материалы. И я уверен, что каждый из них теперь без труда сможет сделать ремонт и в собственной квартире.
В чём измеряется мастерство
На преподавателей школы во время проведения летнего лагеря ложится особая ответственность. Нужно соблюдать технику безопасности, следить за здоровьем ребят. Сейчас – ещё и отслеживать эпидемиологическую ситуацию. В этом году не повезло с погодой: сначала было прохладно и дождливо, а потом сразу началась сильная жара. Соответственно пришлось скорректировать расписание. Во время дождей и полуденного зноя школьники работали не на улице, а в помещении. Кроме профессиональных навыков, ребята во время летней практики учатся ответственности, они понимают, как зарабатываются деньги. Узнают, что на работу нужно обязательно приходить к девяти, независимо от того, хочется ли спать, идёт ли дождь, или, наоборот, жарко. Не все это выдерживают.
Педагогам приходится проявлять много терпения. Ведь не всегда у ребят всё получается сразу. Бывает так: получат они килограмм гвоздей для работы, а через полчаса все гвозди погнуты. Тогда нужно педагогам или распрямлять гвозди, или выдавать детям ещё один килограмм гвоздей. То же самое и с краской, и с другими материалами:
— Был у нас такой случай. Лет 10 назад мы делали роспись в 19-ом училище. Наш ученик Артём уже закончил работу. И на неё случайно попала капля другого цвета. Я ему сказал: разведи немного белой и синей краски, получи такой же тон, как у стены, и закрась пятно. Он истратил ведро белой краски, но так и не попал в тональность. Наливает белую краску – слишком светло, наливает синюю – слишком темно. Зато теперь он умеет смешивать краски, а также многое другое: например, перенести рисунок с небольшого эскиза на стену. А это и не каждый выпускник художественного училища умеет. Для наших же учеников это проблемы не представляет. Преподавателям нужно иметь терпение, подсказывать и показывать, как правильно. Но в итоге делают ребята всё на совесть, — гордится Владимир Сергеевич.
Первая зарплата
Заработную плату юным художникам оплачивало Управление образования, по согласованию с Центром занятости общей областной программы. В этом году во многих семьях сложилась довольно сложная финансовая ситуация. В летнем лагере работали два одиннадцатиклассника, они, кроме практики, сдавали ЕГЭ – причём, вполне успешно. За две недели они заработали около 7500 рублей. И это были для них существенные деньги. Но свою зарплату они отнесли домой родителям:
— Один мальчик купил домой новый чайник, другой – подарок сестрёнке. Такая забота очень трогает. Осталось у ребят немного и на личные расходы, чтобы пойти в кафе и съесть мороженое.
«Я бы поставил памятники нашим педагогам»
Раньше после летней практики ребята вместе с педагогами на две недели отправлялись на экскурсии: в Кабардинку, Кострому, Питер. Ездили и за границу – в Сербию. Сейчас ужесточили правила транспортировки детей, в частности, их должна сопровождать машина ГИБДД. Поэтому теперь дальних поездок не получается. В последние два года юные художники посещали достопримечательности Калужского края: ездили на экскурсии в Полотняный завод, Тарусу, Боровск, Малоярославец, Калугу, арт-парк Никола-Ленивец.
— На преподавателей ложится большая ответственность и во время проведения летней практики, и во время экскурсий. Но игра стоит свеч, — считает Владимир Денисов. — Я бы поставил памятники нашим педагогам, потому что благодаря их труду и терпению наши дети приобретают необходимые им в будущем профессиональные навыки, учатся трудолюбию. А, кроме того, экскурсии по родному краю — это и воспитание патриотизма. Это всё естественно – так же, как дышать воздухом. Для нас важно всё в комплексе: приобретение трудовых навыков и воспитание детей в разных аспектах.
Е.Ершова
фото автора