У искусства нет провинции

В Музее истории Обнинска проходит выставка музейного проекта Серпуховского историко-художественного музея «Николай Андреев. Серпухов. Россия». Николай Платонович Андреев, родившийся и всю свою жизнь проживший в Серпухове, был одним из основных представителей пикториальной фотографии в России. Творчество мастера высоко ценили и в России, и за границей, и отмечено многочисленными наградами.

Проект представила внучка фотохудожника Наталья Дурынина. Она работает в Серпуховском историко-художественном музее и занимается популяризацией творчества своего деда. Ездит с передвижной выставкой и знакомит любителей художественной фотографии с его творчеством.

— Когда я узнала, что в Обнинске живут родственники Николая Платоновича Андреева по линии его сестры, решила показать выставку в вашем городе. Судьба у Николая Андреева была непростой. 20-е– 30-е годы были самыми тяжёлыми для творческой интеллигенции страны, особенно для художников и фотографов, – начала свой рассказ Наталья Дурынина.

Он мечтал стать художником

Отец, зажиточный и уважаемый в городе человек, купец второй гильдии, не жалел средств для обучения детей. Мальчики учились в Серпуховском реальном училище, девочки – в гимназии. На Николая отец возлагал очень большие надежды, думал, что он пойдет по его стопам. Но этому не суждено было сбыться — Николай хотел стать художником.

Поступив, по желанию отца, в реальное училище, он продолжал заниматься живописью и рисованием, которыми увлекался с детства. В 1898 году Николай окончил Серпуховское училище. В 1901 году занялся фотографией. Его отец всё ещё надеялся, что Николай продолжит семейное дело. Но юноша, повздорив с ним, ушёл из дома и открыл своё маленькое фотоателье в старой части Серпухова. Оно начало приносить доход. Обретя финансовую независимость, молодой человек полностью отдался художественной фотографии. В 1906 году вступил в Русское фотографическое общество в Москве. Изучил всю имеющуюся в Серпухове литературу по технике и истории фотографии, а также книги, предоставленные ему фотографическим обществом. К знаниям, постигнутым в книгах по фотоделу и на уроках живописи и рисования, Андреев прибавил свой опыт, полученный в результате творческих поисков. И в лаборатории Николая Платоновича стали рождаться настоящие шедевры.

Громкий успех

Работы, которые с 1906 года Андреев начал выставлять в фотосалонах России и Европы, сразу привлекли внимание специалистов. Первый приз Николай Платонович получил в 1908 году от Русского фотографического общества. Тогда же он получил диплом на международной выставке в Москве. В 1910 году его работы были отмечены дипломом с похвальным листом на Дрезденской выставке. В 1914 году Николай Андреев женился на дочери известного в городе купца Варваре Николаевне Ворониной. После этого он с отцом помирился и переехал в родительский дом. На двухэтажном особняке на 1-й Московской улице висела вывеска: «Фотоателье Н.П. Андреева».

Жена и муза

В 1914 году Николай Андреев был мобилизован на Первую мировую войну, на фронте был ранен и заболел тифом. Варвара Николаевна, его супруга, получив это известие, разыскала его в госпитале, привезла домой и выходила.

Варвара Николаевна была не только женой Николая Платоновича, но и музой. Во многих работах художника угадывается её образ. Вот её большой портрет, вот она в жанровых фотографиях. К этой бабушкиной фотографии у меня особенно тёплое чувство, – поделилась Наталья Дурынина.

После того, как болезнь отступила, Николай Платонович оформился на работу художником-декоратором в городской театр, потом занял должность фотографа в Серпуховском художественно-историческом и краеведческом музее. Потом открыл своё фотоателье. В 1919 году в семье родился сын Валентин – отец Натальи Дурыниной, а в 1921-м – Николай.

 

Золотой период творчества

1922—1928 годы стали «золотым периодом» деятельности Николая Андреева, временем творческой зрелости мастера. Его работы экспонировались на российских и зарубежных выставках, получали восторженные отклики специалистов. В 1924 году на выставке декоративного искусства в Париже Андреев был удостоен золотой медали, а в 1927-м ему присуждена золотая медаль в испанском городе Сарагоса.

Признали Николая Андреева и на родине. В 1929 году в Серпуховском художественно-историческом и краеведческом музее состоялась первая персональная выставка Николая Платоновича, на которой экспонировалось 180 работ. Там же были представлены многочисленные призы, полученные Андреевым на советских и зарубежных выставках, — во Франции, Англии, Испании, Канаде, Бельгии, Швейцарии, Венгрии, Японии и других странах. Всего им было завоёвано около 30 наград различного достоинства: от дипломов до медалей — золотых, серебряных и бронзовых.

«Частник» и социализм

Казалось бы, судьба сложилась счастливо: всеобщее признание, любящая семья. Но советская власть боролась с частной собственностью, даже если с её помощью создавались всемирно известные шедевры.

Фотоателье Н.П. Андреева, которое было частным, в 1928 году  обложили налогами, затем фотопавильон сломали, имущество описали. От ареста Николая Платоновича спасло то, что он ни разу не выезжал за границу. Однако в 1930 году ему запретили выставляться за рубежом. В родовой дом Платоновых начали подселять жильцов, проводя так называемое «уплотнение». В результате большой семье Андреевых оставили лишь две комнаты некогда собственного дома, а потом переселили в коммунальную квартиру на Советской улице, где и родилась Наталья Дурынина.

Оставшись без средств, Николай Платонович устроился на работу в Серпуховской филиал НИИ текстильной промышленности, где занимался микрофотографией. В 1943 году он снова заболел. Последняя выставка, в которой он участвовал — фотосалон «Фокус», проходивший в октябре 1946 года в Амстердаме. В апреле 1947 года Николай Платонович умер. Дом, где он жил и работал, передали Серпуховскому историко-художественному музею. Теперь он является одновременно и фотоцентром, и мемориальным музеем Н.П. Андреева. В музее ведущим методистом работает Наталья Валентиновна Дурынина, внучка фотомастера.

Пикториальная фотография

 

Направление, в котором работал Николай Андреев, называется пикториальная фотография. Оно появилось в конце 19-го — начале 20 века. Его представители пропагандировали подход к фотографии как к одному из видов художественного искусства, очень близкого к живописи. Фотохудожники стремились умышленно исказить реальность и придать ему художественную выразительность. Для этого они использовали специальную оптику, растворы и технические приёмы: фотографировали объективами-моноклями, проявляли фотографии с помощью йодида серебра, используя при печати мягкое ретуширование. Мягкие образы и отсутствие ненужных деталей, являющиеся характерными для пикториальной фотографии, делают её похожей на картины художников-импрессионистов. Свои работы российские фотографы-пикториалисты представляли на выставках, в том числе и на международных, и представляли очень достойно. Творчество Николая Андреева больше известно за границей, чем в России. Но, возможно, благодаря популяризаторской деятельности Натальи Дурыниной ситуация изменится.

Главным жанром в творчестве Николая Андреева был пейзаж. На выставке в Обнинске представлены пейзажные снимки средней полосы России, сцены из крестьянской жизни, несколько художественных портретов. Познакомиться с творчеством серпуховского фотомастера можно до 12 апреля.

Е.Ершова

Добавить комментарий