Укрепляя семьи, сплачиваем страну

Что делают учителя на каникулах? Отдыхают? Ни минуты! Работы у них много в любое время года, но, освобождённые от ежедневной рутины, педагоги имеют возможность повысить свою квалификацию, а также пообщаться и поделиться опытом друг с другом. Именно этому были посвящены очередные педагогические чтения, которые прошли в Обнинске 26 марта.

«Год педагога и Год семьи – наши темы!»

2023 год был объявлен Годом педагога и наставника. Его сменил 2024-й — Год семьи. И обе эти темы – «наши», как сказала замглавы администрации города в сфере образования Татьяна Волнистова, открывая педагогические чтения, прошедшие в девятой школе и посвященные именно семье:

— Педагогические чтения традиционно проводятся каждый год в период весенних каникул. Эти встречи в марте дают нам хорошую возможность пообщаться, обменяться опытом, рассказать, кто чем живёт. Сегодняшние чтения называются «Семья и образование. Педагогическое взаимодействие». Сегодня мы будем говорить о том, как будем вместе «шагать» по Году семьи, сохраняя преемственность с Годом педагога и наставника, который для Обнинска прозвучал триумфально.

На этот городской форум собрались руководители обнинских школ и детских садов. Педагоги ставят перед собой задачу: активно вовлекать родителей во все мероприятия, обеспечивать их участие в жизни образовательного учреждения. Для этого нужно грамотно выстраивать взаимоотношения с родителями.

Православные классы и православные группы

Как показала практика, с решением этих задач прекрасно справляются православные классы. В Обнинске они работают уже пятый год в четырёх образовательных учреждениях – школах №№1 и 9, лицее «Держава» и в детском саду «Дюймовочка».

В общей сложности в православных классах учатся 139 детей. Но у детей есть семьи – родители, братья и сёстры, а потому в совместную работу вовлечены порядка пятисот человек.

Об этом рассказали в своём выступлении супруги Шатовы: Софья Сергеевна – директор школы №9, которая принимала педагогические чтения, и её муж и коллега – священник Дмитрий, который тоже имеет педагогическое образование.

Они поделились опытом работы православных классов, рассказали о видах и степенях родительской вовлеченности в школьную жизнь, и о том, как можно усилить эту составляющую.

— Представленная модель работы с родителями родилась отнюдь не на бумаге. К данному формату мы пришли опытным путем, совершая ошибки и делая выводы. И теперь это рабочая схема взаимодействия с родителями. Главная цель существования православных классов — воспитать нравственного и ответственного человека. А без семьи это сделать невозможно, — резюмировала Софья Сергеевна.

Совместно, а не в противостоянии

Тему взаимодействия с семьями в своих выступлениях педагоги раскрыли с самых разных сторон. Старший воспитатель детского сада «Дюймовочка» Любовь Матвеева рассказала о том, как выстраивать отношения с родителями детей с особыми потребностями.

Татьяна Волнистова отметила, что зачастую интеграция таких детей в детские сады и школы вызывает много вопросов и не всегда решается эффективно и успешно:

— Ведение по жизни ребёнка, который нуждается в особой заботе, во многом зависит от взаимодействия взрослых, от того, как они выстроят системы его воспитания – совместно, а не в противостоянии друг с другом!

А в детском саду «Дюймовочка» есть успешный опыт работы не только с «особыми» детьми, но и с их родителями и семьями. Одним из методов такой работы стала «Почта Доверия».

— В первый месяц работы мы были очень огорчены тем, что ни одного запроса от родителей не поступило. Создалось впечатление, что родители боятся. Поэтому мы в каждой группе повесили объявление о том, что все обращения могут быть анонимными. И через пару месяцев количество обращений в неделю дошло до десяти. А мы каждую пятницу достаём их из почтового Ящика доверия, разбираем с участием администрации и наших специалистов, в том числе педагога-психолога, и вывешиваем ответы, — рассказала Любовь Матвеева.

Привлечём всё городское сообщество

А некоторые наши  образовательные учреждения умеют вовлекать в совместную деятельность не только «своих» родителей, но всё городское сообщество. Так, недавно на базе обнинского «Кванториума» проходила конференция, организованная детским садом «Ласточка». Посвящена она была экологическому образованию.

И в этой конференции принимали участие не только семьи, которые представляли свои проекты, но и городское бизнес-сообщество, государственные учреждения, наш Экоцентр и многие другие. Конференция прошла настолько успешно, что решено проводить её регулярно.

Опытом организации таких прекрасных мероприятий на педагогических чтениях поделилась заведующая детским садом «Ласточка» Ольга Макарова.

Среди спикеров мероприятия была директор Технического лицея Ирина Строева, которая рассказала о том, как семьи помогают сохранять традиции этого замечательного образовательного учреждения.

Председатель комитета по физической культуре и спорту администрации города Константин Олухов поведал о том, как проводится семейное ГТО, как участвуют семьи в детских соревнованиях, которые организуются в городе, и как после этого родители приводят детей записываться в различные спортивные секции.

В заключение руководитель объединения «Своих не сдаем! 40RUS» Артем Болюкин наградил те учреждения образования, которые принимают активное участие в сборе, изготовлении и отправке гуманитарной помощи бойцам СВО. И эта работа тоже имеет сильное объединяющее начало, сплачивая не только семьи, но и всю страну в целом.

В.Смазнова